Природные инсталляции John Grade Studio: паблик-арт как сотворчество
Центральное место в масштабных скульптурах американского художника Джона Грейда занимают непостоянство и случай. Автор и команда его одноименной студии обращаются за вдохновением к миру природы и находящимся в постоянном движении экосистемам. Так получаются сайт-специфик инсталляции, которые приглашают зрителей к активному взаимодействию и изменениям.
Искусство для объединения
Инсталляции, которые возвращают человеку связь с природой и сообществом, — так можно описать практику John Grade Studio. Ее основатель Джон Грейд живет и работает в Сиэтле, откуда вместе с командой реализует проекты в родных Соединенных Штатах и по всему миру. Неизменным референсом в творчестве студии остается природа во всем ее многообразии, от Большого бассейна в Неваде и высокогорных лесов Гватемалы до белоснежного ландшафта Заполярья. Сложные, порой причудливые формы инсталляций заимствуют динамику экосистем в разных регионах — например, изменение речных сетей и океанских течений, разрастающиеся грибные системы, эффект от лесных пожаров и других катаклизмов.
Решающую роль в облике законченных скульптур играет многогранный процесс создания, к которому художник стремится привлекать местное сообщество. Джон Грейд предлагает различным группам населения не только повлиять на то, как будет выглядеть инсталляция, но и свободно изменять ее после завершения строительства.
Скульптуры, дополняющие природу
Инсталляция Reservoir. Фото: John Grade Studio
Нередко в работе над проектами соавтором студии выступает окружающая природа. Так случается прежде всего с лэнд-арт инсталляциями, которые команда максимально интегрирует в ландшафт. Работа Reservoir, реализованная John Grade Studio в итальянском скульптурном парке Arte Sella, реагирует на выпадающие осадки, меняя свое положение в зависимости от их объема. Инсталляция состоит из более чем 5000 пластиковых «капель», обрамленных проволокой из древесины и подвешенных к стволам деревьев при помощи прозрачной сетки. Небольшие элементы скульптуры служат резервуаром и накапливают дождевую воду и снег. Количество осадков меняет положение и вес инсталляции, создавая необычное движение — главный перформативный элемент для зрителей.
Инсталляция Reservoir. Фото: John Grade Studio
«Чтобы конструкция могла плавно опускаться под весом воды и подниматься по мере ее испарения, мы использовали пружины, закрепленные на стволах деревьев», — рассказывает команда.
Инсталляция Reservoir в Шомон-сюр-Луар
Спустя четыре года после создания первого «резервуара» студия представила вторую итерацию скульптуры, которая на этот раз дополнила пейзажи французской коммуны Шомон-сюр-Луар. Прозрачные детали в форме капель перекликаются с коническими шпилями замка, виднеющегося с места инсталляции, и взаимодействуют с высаженной здесь рощей ливанских кедров.
Инсталляция Isla. Фото: John Grade Studio
Аналогичной «резервуарной» концепции команда студии придерживалась и при создании другой работы — скульптуры Isla, которая разместилась в ботаническом саду Уэйкхерст в Англии. Эстетику инсталляции определило проведенное Джоном Грейдом исследование растения Эспелетия, произрастающего в Колумбии. Подобно тому, как оно накапливает воду в засушливые периоды, «листья» арт-объекта направляют капли прямиком в основание конструкции, где они постепенно испаряются. Инсталляция расположена посреди долины и поддерживается деревьям по обеим из сторон.
Инсталляция Piedmont Divide. Фото: John Grade Studio
В создании работы Piedmont Divide, состоящей из двух временных скульптур, команде студии помогали сотни студентов Университета Эмори в Атланте. Ребята принимали участие в сборе и термоформовании бутылок из-под воды. Получившиеся элементы прикрепили к изготовленной на заказ сетке, подвесив первую конструкцию в саду кампуса, а вторую разместив на поверхности близлежащего озера. Команда не обошла стороной и экологический вопрос: после демонтажа скульптуры пластиковые детали отправились на повторную переработку.
Middle Fork. Фото: John Grade Studio
Помимо открытых пространств и парков, John Grade Studio создает крупномасштабные инсталляции для выставочных и общественных центров. Одним из самых громких проектов команды в этом направлении стала работа Middle Fork, установленная в Музее искусств Сиэтла. Отправной точкой в дизайне скульптуры выступило живое дерево, которое художник увидел в близлежащих лесах. В реализации концепции приняли участие 4000 человек, а сама инсталляция получила продолжение даже после демонтажа. По задумке команды Middle Fork разместили рядом с оригинальной версией дерева: так конструкция со временем начнет покрываться мхом и постепенно превратится в часть ландшафта.
На обложке: инсталляция Isla. Фото: John Grade Studio.