В моде сдержанность: о чем говорили на Wonderful Design Week 2017 в Краснодаре
25-27 октября в Краснодаре во второй раз прошла неделя дизайна Wonderful Design Week, организованная интерьерной мастерской Wonderful и агентством Intermedium (журнал и сайт HomeGuide).
На три дня территория шоу-рума Wonderful превратилась в профессиональную площадку для практикующих архитекторов и дизайнеров-декораторов из Европы и России. Журналист Design Mate тоже побывала на Wonderful Design Week 2017 и поговорила со спикерами о насущном.
Спикеры
- Даниэль Бисмут французский архитектор, дизайнер и сооснователь архитектурного бюро Bismut & Bismut
- Ора Ито французский дизайнер, неоднократный обладатель Red Dot Design Award
- Венсан Дарре французский дизайнер, декоратор и известнейший эксцентрик Парижа
- Наталья Тимашева эксперт в области современного дизайна, тренд-аналитик, главный редактор журнала «Интерьер+Дизайн»
- Александр Эрман российский архитектор, основатель бюро ALEXANDERERMAN
- Ираклий Зария российский дизайнер-декоратор, преподаватель школы-студии «Детали»
- Иван Чувелев и Наталья Лобанова архитекторы, основатели студии Arch4
Про российских дизайнеров, архитекторов и их иностранных коллег
Наталья ТимашеваНам часто не хватает открытости, коммуникации и бесстрашия. Страх, на генетическом уровне, постоянно вселяет в нас мысль «это невозможно». А еще нам не хватает чувства интеграции, ощущения, что мы можем работать в команде, объединяться. Мы все живем сегодня в едином глобальном мире и никакого «особого» пути у нас нет.
Российский предметный и интерьерный дизайн годами вторичен, не всегда интересен и очень плохо соотносится с европейскими/мировыми тенденциями. У нас всегда «плохой заказчик».
Хотя как раз в России профессия «дизайнер» — востребована и, главное, малоконкурентна. Например, в Германии — 80 000 архитекторов (по другим оценкам 125 000), у нас же на всю большую страну — официальная цифра — 12 тысяч.
Иван ЧувелевРоссийские архитекторы не хуже иностранных коллег. Просто нужно делать выводы. В архитектуре, как в спорте: смотри на лучшие команды, на то, как тренируются потенциальные соперники, делай из этого собственные выводы и продолжай вести свою игру.
Александр ЭрманНа Западе отправной точкой и основной частью технического задания при проектировании является бюджет. В России же во главу угла ставится идея. Я слышал отзывы немецких архитекторов, которые были крайне удивлены, узнав, что в России заказчик может вмешаться в работу архитектора на любой стадии проекта, потребовав что-нибудь заменить. Для них это абсурд. В Германии после того, как клиент соглашается с предложенной концепцией, техническими параметрами и бюджетом, проект отдается на откуп архитекторам. Заказчик не может им указывать, как делать это или то.
Про общемировые тренды в дизайне
Наталья ТимашеваДва тренда в интерьерном дизайне можно выразить словами французских агентств стиля: «цирк» и «тишина». Или «дом-аттракцион» и «дом-хюгге». С одной стороны, скандинавский дизайн со светлыми пространствами, датской мебелью, деревом, — такой интерьер обволакивает, словно кокон, спасая от шума, тревожных сигналов о войнах и террактах. С другой — яркие игровые решения, тонизирующий микс, который призван забавлять и дарить позитивные эмоции.
В моде гибкие решения. Исчезает традиционное разделение дома на комнаты, стало привычным мерить интерьер зонами и поведенческими сценариями (дневной/ночной). Дизайнер создает пространство и предмет, который призван настраиваться: на перемены в жизни человека, на его самочувствие, на изменения структуры семьи. В нашу жизнь входят персональные решения. Интерьер растет и меняется вместе с нами, и хорошо, когда дизайнер предусмотрел эту возможность. В послевоенный период дизайн создавался для всех, сегодня, в XXI веке — для каждого.
Ираклий ЗарияНе понимаю слово «тренд» в интерьере. Это понятие абсолютно приемлемо к одежде, но интерьер, предмет в интерьере и даже цвет не могут быть «в тренде». Это всего лишь маркетинг.
Мы живем в очень плохой период — потребительский. Ежегодно производится колоссальное количество вещей, которые мы потом видим на интерьерных выставках. Цель большинства из них — продажа. Нам же нужно отсеивать продукт, выбирая для наших интерьеров только достойные экземпляры. Мы должны стремиться к тому, чтобы наши интерьеры были вне тренда, вне времени.
Про стилистические интерьеры и эклектику
Ираклий ЗарияТак как мы живем в 21 веке, большинство интерьеров, которые мы делаем, — эклектика. От нее мы никуда не уйдем. Даже если мы уверены в чистоте стиля, любой пульт от телевизора делает его эклектичным. Теоретически, чтобы выдержать стилистическую чистоту в наше время, нужно быть Жаном Гарсиа, купить огромный замок, уединиться в нем, наполнить пространство антикварной мебелью той эпохи, в которую построен замок, и лишить здание электричества.
Наталья ТимашеваНикаких чистых стилей больше нет. Есть только эклектика, фьюжн, микс. Модерн, хай-тек или прованс — слова из устаревшего словаря 90-х.
Александр ЭрманВсегда пытаюсь в интерьере создать такую основу для расстановки вещей, чтобы она не отвергала новые предметы. Поэтому я против стилевых решений в интерьере.
Представьте: заказчику привезли вазочку из Марокко, он хочет ее поставить в комнате, но не может, потому что я создал идиотский интерьер.
О настоящей роскоши и роскоши будущего
Даниэль БисмутКаждая эпоха реконструирует понятие роскоши. Сегодня люди одеваются и живут в стиле casual, а роскошь делится на доступную, дорогую и премиум. Такие изменения в понятии роскоши связаны с тем, что сегодня дизайнеры и деятели искусства могут работать как на большие премиальные бренды, так и на менее именитые недорогие марки, оставаясь при этом великими. Их имена идут впереди того, что они делают. Так что в наши дни каждый может претендовать на нечто роскошное.
Наталья ТимашеваУ французов мы всегда учимся чувству баланса. При всех возможностях их никогда не подводит чувство меры. Это и есть магия — создать простой и роскошный интерьер одновременно. Тренд таков: обращать больше внимания не на форму вещи, не на ее внешний блеск, а на «подкладку пиджака», внутреннее качество. Это и есть современный подход к люксу.
Венсан ДарреДумаю, что будущее дизайна связано исключительно с ручной работой. Будущее французского люкса — предметы, сделанные вручную.
Об авторском подходе к проектированию интерьера
Ора ИтоКогда я приступаю к какому-либо проекту, мне важно иметь одну сильную идею, которая будет держать весь интерьер. Если ее нет, но есть много более-менее хороших, то это не создаст цельного концептуального пространства.
Венсан ДарреО каждом своем проекте думаю, как о сценарии фильма. Например, когда мне предложили проект отеля Montana, я вообразил себя американцем в Париже: будто я приехал, и мне дали ключи от парижской квартиры.
Когда я делал квартиру испанской манекенщицы и актрисы, я представлял, что это квартира Эйвы Гарднер.
Ираклий ЗарияВсегда начинаю со стилистики. Для меня любой интерьер — рецепт, условно говоря. Если знаешь все ингредиенты, их названия и необходимое количество, то, скорее всего, приготовишь нечто вкусное. Если не знаешь и путаешься, то вероятность того, что это будет съедобно, уменьшается. В первую очередь задумываюсь над тем, что с чем буду глобально смешивать. К примеру, у меня будет американская неоклассика, а далее ее можно готовить по разным рецептам.
О роли предмета искусства в интерьере
Ираклий Зария Интерьер становится интерьером, когда в него попадает искусство. Без него это просто шоу-рум, пусть и качественный. Зачастую предмет искусства — основное звено, вокруг которого наслаивается весь интерьер. И это не обязательно картина или скульптура. Это может быть ковер — огромная площадь, устланная картиной. К сожалению, российские заказчики часто еще не готовы вкладываться в предметы искусства.
Наталья ТимашеваСегодня в моде сдержанность. Зрелый проект — это проект тишины, красивый и точный по отношению к предмету. Осознанный выбор солиста, понимание того, вокруг какой вещи выстраивается история. Конечно, квинтэссенция такого подхода — интерьер, который идет от произведения искусства или коллекционного дизайна. От art & design.
Александр ЭрманДля меня абсолютной иконой является вещь. С большой буквы и с восклицательным знаком. В любом интерьере стремлюсь обратить внимание человека на какой-то отдельный предмет, который является самоценным. Это необязательно мебель. Это может быть элемент декора, к примеру, стена. Вспомним павильон в Барселоне Мис ван дер Роэ. Там стена является неким фетишем, и мы смотрим на нее. И не приведи господь тиражировать ее в пределах интерьера: она потеряет свою самоценность.
Про дизайн мебели и роль авторских предметов в интерьере
Ираклий ЗарияЛюбой уважающий себя декоратор, дойдя до определенного уровня, должен умудряться привносить в интерьер что-то свое. Не использовать только покупную мебель. Авторские предметы мебели — ваш отпечаток, частица вашего ДНК в пространстве. Не всегда интерьер становится от этого лучше, по себе знаю. Но как приятно видеть в готовом интерьере, к примеру, комод, рожденный из моих каракулей на бумаге. Это оправдывает меня, как декоратора.
Ора ИтоДелать сиденья, кресла — самое сложное в предметном дизайне. Потому что кресло — не то, что взаимодействует с твоими руками, а то, что соприкасается с твоим задом и спиной. Это должно быть очень комфортно, и этого очень трудно достичь.
Все фото: HomeGuide