
Художественный проект как универсальный алгоритм: итоги арт-резиденции BLOOM ArtLab в галерее ART&BRUT
До 29 марта в пространстве ART&BRUT открыта выставка BLOOM, где свои работы представляют участники совместной резиденции галереи и школы Get Art Fit. Пять современных художников, отобранных из более чем 300 заявок по результатам опен-колла, создавали проекты в течение четырех месяцев, опираясь на личный опыт и актуальные культурные процессы. Что из этого вышло, рассказываем в материале.
В рамках резиденции BLOOM ArtLab организаторы предоставили пяти начинающим художникам возможность разработать и реализовать смелые проекты и затем выставить их в галерее. Процесс длился четыре месяца, во время которых авторы работали в экспериментальном творческом пространстве под чутким руководством ведущих представителей арт-среды, кураторов и преподавателей ММОМА, Третьяковской галереи, лондонского Королевского колледжа искусств и других институций.
Получившиеся работы демонстрируют, что проект как художественный метод не ограничен одной или двумя сферами. В концепции выставки он предстает как универсальный алгоритм, к которому художник может постоянно обращаться на своем творческом пути. По словам команды, созданные участниками резиденции работы объединены глубоким погружением в историю, мифологию и личный опыт.


Таким образом, каждый проект становится мостом между прошлым и будущим, тем самым напоминая о цикличности жизни и вечном поиске света.
Во время резиденции участники регулярно встречались с экспертами. Это позволило им развить идею и попробовать свои силы в работе с новыми форматами и материалами, в то время как команда ART&BRUT помогла адаптировать работы авторов к специфике пространства, аудитории и реалиями современного арт-рынка.
Ведьма Анастасия Джан

В процессе разработки своего проекта, посвященного женскому архетипу, художница Анастасия Джан исследовала артефакты разных периодов времени, уделяла большое внимание материалу, из которого сделаны объекты, и региону их происхождения. По словам автора, все это дало понять, как воспринимали женщину в разные исторические периоды.
После обозначения идеи художница приступила к созданию эскизов в векторном формате и подготовке файлов для лазерной резки меди. Сначала она сделала пробную часть фигур панно — после их корректировки и утверждения предстояла шлифовка, чеканка, полировка и сборка каждой детали. Автор отмечает, что этот процесс был самым трудозатратным и в общей сложности занял около трех месяцев.


«Панно “Ведьма” является результатом исследования женственности, связи времен и раскрывает созидательную силу женского начала. Для меня название — это, скорее, отсылка к мудрости и, возможно, даже к тайным знаниям, которые несут в себе женщины на протяжении истории», — добавляет Анастасия.
Расцвет Майя Харитонова


Серия объектов Майи Харитоновой рассказывает о хрупкости и трансформации человеческой души. Она отражает путь от стагнации и страха перед будущим к принятию боли и открытости изменениям. Это метафора внутреннего роста, который возможен только через преодоление трудностей и разрушение старых рамок. Художница рассказывает, что для нее опыт участия в резиденции стал возможностью экспериментировать с новыми материалами и масштабами.
«Основным медиумом в моей практике является керамика, однако в этом проекте я решила выйти за привычные рамки и включила в работу такие материалы, как текстиль с выращенными кристаллами и стекло», — делится она. Большое значение для Майи в ее творческой практике имеет материал и работа с ним. Художница сознательно пытается отойти от контроля над ним в процессе, нарушая технологию работы и делая непредсказуемость частью процесса.
Ночь закончится красивыми облаками
Егор Корягин

«Мой опыт связан с проживанием реальности как очень конкретного документального пространства, в каждой частице которого может быть проявлено почти мифическое и сказочное. Мне важно научиться определять это невероятное и вспоминать его имя из моего места здесь и сейчас», — рассказывает Егор Корягин о своей практике. Автор подошел к реализации проекта в рамках резиденции как к серии, связанной единым миром, в котором страшное обличено в конкретных персонажей.

Художника привлекают чудовища из кино 80-х–90-х годов прошлого века, через которых выражается тьма. В то же время на проект повлиял опыт взаимодействия Егора с азиатскими праздниками, где тьма имеет имя и форму, и происходит отпускание страшного перед рассветом. «В экспозиционном решении история рассказывалась как маленькими, так и большими работами, а также наложенными друг на друга. Начали рождаться объемные фигуры. Появилась часть, созданная посредством 3D-печати, и часть, доработанная из найденных фигурок, которые стали попадаться буквально на земле, на дороге, на барахолках северного Таиланда, где я находился», — делится Егор впечатлениями от процесса работы.
Зов тысячелистника Саша Palm

Основу практики современной художницы Саши Palm составляет глубокое уважение к традициям, культурным корням, их многоаспектности и затемненности во времени. По словам автора, именно это побуждает ее переосмыслять старинные техники в современном контексте. В проектах Саши, в том числе в представленной на выставке работе «Зов тысячелистника», применяются старинные техники художественной обработки металла и дерева. На объектах можно заметить рельефные узоры и символы — художница называет их своей личной картографией и криптографией.
Симбионты Катя Абламская


Творчество художницы по текстилю Кати Абламской строится на поиске диалога между природным и техногенным, традицией и бунтом. В своих работах она соединяет натуральные материалы — джут, шерсть, хлопок — с проводами, микросхемами, металлическими губками, полипропиленовыми веревками. Материалы, словно элементы новой эволюции, переплетаются, формируя другой, пост-техногенный ландшафт. Проект Symbionts логично встраивается в эту практику. По словам Кати, ей хотелось выйти за пределы двухмерности гобелена и создать объемные объекты — нечто среднее между археологическими артефактами и живыми организмами.
Проект раскрывает внутренний конфликт человека — желание отделиться от природы и вместе с тем неспособность полностью разорвать с ней связь. «Мы наблюдаем за этим процессом и участвуем в нем, продолжая воздействовать на окружающую среду. Каждое наше действие оставляет след в ландшафте будущего», — отмечает Катя.
Все фото: Даниил Анненков.