Право на город: архитектура глазами стрит-арта
Главной причиной возникновения граффити обычно считают нищету рабочих районов, породившую социальный протест. Вероятно, именно поэтому современные горожане довольно негативно относятся к любым рисункам на стенах: в подсознании плотно сидит ассоциация с бедностью, грязью, гетто и прочими неблагоустроенными локациями. Однако эту причину нельзя в полной мере назвать истинной, поскольку нищета была и в Средневековье, и в XIX веке, однако не обрела форму граффити и, тем более, стрит-арта. Уличные стены использовали не для самовыражения, а для религиозных образов и политических лозунгов. Лишь в XX веке уличное искусство становится массовым явлением.
Анри Лефевр, французский социолог, говоря об отношении человека и пространства, с грустью отмечал, что нет никакой нужды долго изучать города, их пригороды и совсем новые постройки. Все они похожи между собой: «повтор восторжествовал над единичностью, а искусственность и изощренность над спонтанным и естественным». Подобная рациональность пространства отчуждает человека от города. Типовая архитектура, цензура в словах и образах, классовость общества, нагромождение рекламы — все это, по мнению Лефевра, инструменты по лишению людей «права на город». И чем сильнее отчуждение, тем импульсивнее способы оспаривания этих прав, вплоть до агрессивного вмешательства в городскую среду.
Лефевр говорил совсем не про стрит-арт — он смог бы застать лишь период от первого «Kilroy was here» до засилья граффити в нью-йоркском метро в 80-х. Однако сегодняшнее отношения стрит-арта и архитектуры очень близки к его концепции. Художники противопоставляют упорядоченному пересечению улиц и строгим архитектурным конструкциям свое, «живое», поэтическое освоение города.
Так они демонстрируют свое собственное «право на город».
Сегодня администрация европейских городов все чаще готова делиться этими правами с уличными художниками, что позволяет стрит-артистам уходить от стихийности к более сложному и продуманному взаимодействию с городской средой и, прежде всего, архитектурой. Так, например, швейцарский художник Феличи Варини взламывает пространтсво, создавая геометрические иллюзии, прибегая к анаморфозе.
В этих рисунках непонятные поначалу линии, если смотреть на них с определенного ракурса, вдруг превращаются в цельное изображение. Сам Варини говорит, что эти работы дают ему возможность пройти сквозь любой объект и, таким образом, увидеть его суть, пусть это и только иллюзия. Подобную анаморфическую форму выбрал каллиграф El Seed. С помощью граффити он стремился обратить внимание властей Египта и СМИ на сообщество Zaraeeb, также именуемом Городом Мусорщиков, в христианском квартале на окраине Каира. Жители квартала уже десять лет собирают и утилизирует мусор с улиц Каира, но общество по-прежнему воспринимает их негативно и считает сам квартал грязным, маргинальным и сегрегированным местом.
Работа «Восприятие» охватывает около 50-ти зданий и увидеть ее можно лишь с одной точки — горы Мукаттам. В основе каллиграффити лежит фраза святого Афанасия Александрийского «Любой, кто хочет видеть солнечный свет, должен сперва протереть глаза».
Своеобразные порталы в изнаночный мир городов, искрящихся позитивом, создают в разных точках мира Камилла Валала и Окуда Сан Мигель. Француженка, живущая в Лондоне, Камилла Валала использует геометрические формы и утрированно яркие, контрастные цвета, превращая деловые кварталы в игровые площадки.
Можно считать подобный стрит-арт своего рода эстетизацией бунта, уменьшающей значимость серьезных взрослых вещей за счет облечения их в новую, пеструю и карнавальную форму. Однако сама Камилла Валала говорит, что помещает свои объекты в скопления стресса (Биржевая площадь, пешеходные переходы, больницы, офисные районы), чтобы люди могли отвлечься и просто улыбнуться.
Испанский художник Окуда Сан Мигель начинал в 1997 году с муралов на железнодорожных станциях и заброшенных зданиях, но известен он стал лишь недавно, в 2014 году, после того, как разрисовал две церкви: Международную церковь марихуаны и… Сикстинскую часовню скейтбординга.
Свой стиль на стыке строгой геометрии и органических форм художник назвал поп-сюрреализмом, где все расы и все оттенки объединены в один мир. «Мир без ограничений, где есть только счастье и любовь», а заброшенные здания могут вновь обрести жизнь.
В России и странах бывшего СССР не так много объектов стрит-арта, сделанных не только как высказывание, но и как некая коллаборация с архитектурной формой. Несмотря на то, что паблик-арт уже не уникальное для российских городов явление, стены по-прежнему остаются больше холстами, нежели композиционными элементами городского пространства. На данный момент стоит назвать имя московского каллиграфутуриста Покраса Лампаса, создающего масштабные работы (на сегодня его рекорд - 6680 кв.м), вписанные в геометрию и эстетику места.
В более стихийном жанре партизанского стрит-арта работает Паша Кас, алма-атинский художник, наполняющий города визуальными метафорами и социальными высказываниями, органично помещая их в городскую среду.
Отстаивая свои права на город, стрит-артисты часто получают в ответ штрафы и статью за вандализм. Однако появляется все больше фестивалей уличного искусства, постепенно приучающих людей к существованию и других цветов, помимо серого и бежевого. Может, когда-нибудь начнут слушать и архитекторов — воплощать будут не только типовые проекты. Правда, не исключено, что для этого придется придумать партизанскую архитектуру. Но это уже совсем другая история.