Альметьевск: три диаметра современного искусства
Альметьевск – небольшой город в Республике Татарстан – хоть и не славится выдающейся архитектурой, зато легко может стать столицей стрит-арта. Новой точкой притяжения промышленного поселения стал «Индустриальный сквер» — скейт-парк, ботанический сад и площадка для демонстрации арт-объектов в одном флаконе. Архитектурный продюсер и публицист Люся Малкис, а также команда масштабного проекта рассказали о том, как меняется город и какую роль в этой трансформации играет искусство.
Люся Малкис архитектурный продюсер и публицист, основатель сообщества Archipeople
В Альметьевск, что в Татарстане, здорово приезжать осенью. Такой, как сейчас — все еще теплой и меланхолично-дождливой. До маленького города с населением около 150 000 жителей можно добраться за час с небольшим из аэропорта Нижнекамска или за три часа из Казани: дорога удивит своей живописностью.
Ехать сюда можно исключительно по делам или в гости, ведь ни к каким туристическим маршрутам город не подключен. Построенный в пятидесятые годы для работников нефтедобывающего комплекса, архитектурными красотами Альметьевск тоже не отличается — здания здесь носят сугубо утилитарный характер, как и положено индустриальному образованию. И, наверное, сюда бы никогда никто не доехал, не будь Альметьевск нефтяной столицей Татарстана, которую холит и лелеет компания «Татнефть».
Арт-программа «Сказка о золотых яблоках», которую вот уже пять лет реализует в городе бюро «Новь» под патронажем петербургского Института исследования стрит-арта по заказу «Татнефти» — это 40 объектов современного искусства, среди которых муралы, скульптуры, световые инсталляции, выставки-исследования, выставки-эксперименты, больше двадцати расписанных стен и прочие чудеса.
«Индустриальный сквер». Фото: Дмитрий Чебаненко
Новым и самым значимым на сегодняшний день проектом программы стал недавно открывшийся на месте действующей котельной №2 «Индустриальный сквер». Пространство общей площадью 8000 квадратных метров объединило скейт-парк, ботанический сад, световые и видеоинсталляции, граффити и арт-объекты. Наверное, это единственная в стране действующая котельная, которая, освободившись усилиями общественности и городской администрации от колючей проволоки, стала настоящим магнитом для горожан.
Андрей Воронов архитектор, соавтор проекта
Если этот сквер перенести в какой-нибудь другой район города, то там все эти желтые трубы в обрамлении диких трав будут выглядеть как «просто дизайн». Здесь же они органично перекликаются с газовой котельной и действующим газопроводом, поскольку для создания этих абстрактных объектов мы использовали ровно те же трубы. Функция у них интуитивная, поэтому для каждого может быть своей. Делайте, что хотите — сидите, лежите или прыгайте. Конечно, в процессе проектирования вопрос о «качельках» и привычных лавках время от времени возникал то у заказчика, то у горожан, но мы очень хорошо понимали, что создаем художественное высказывание и не работаем в плоскости классического благоустройства.
Это место не нуждалось в том, чтобы быть оснащенным стандартным набором малых архитектурных форм по требованию.
У нас появилась возможность создать контрастную на фоне существующих парков и набережных среду, непохожую больше ни на что и «вырастающую» из под земли. Кроме того, мы искали прием, который не «поглотил» бы миллиарды рублей заказчика. Для нас был важен принцип создания устойчивой среды, и именно поэтому все объекты выполнены из старых, отслуживших свой срок труб.
Фото: Дмитрий Чебаненко
Помимо того, что это пространство интуитивное, оно еще и мотивирует к творчеству. Стены скейт-парка получили дополнительную функцию и называются «легальными», потому что любой, в том числе начинающий художник, может использовать их для личного высказывания. После открытия сквера среда развивается уже без нашего участия, и люди привносят в нее собственное творчество, выплескивая креативную энергию и присваивая себе место. Картинки, наклейки и надписи со временем становятся частью пространства. При этом граффити, выполненные профессиональными авторами, остаются нетронутыми. И это тоже про взаимодействие — в данном случае, «старого» и «нового».
Полина Ёж основатель бюро «Новь»
«Индустриальный сквер» — философский проект про сосуществование природы и индустриальной эстетики. Его ярким элементом стали трубы, которые выбиваются из асфальта вместе с травой. Эти элементы многофункциональны: они стали скамейками в зоне отдыха, опорами для освещения, объектами паблик-арта, местом игры. Получилась очень яркая метафора и она, с одной стороны, про драму трансформации, которая случается с любым местом, а с другой — про вечную победу жизни. Неслучайно рядом с трубами в сквере расположился небольшой сад с местными растениями, который тоже символизирует жизнь и ее всепобеждающую природу.
Фото: Дмитрий Чебаненко
Документальность среды — важный принцип, которого придерживается наше бюро. Мы не пытаемся высаживать пальмы там, где испокон веков растут ромашки. Наши трубы тоже выполнены не по ГОСТу, но при этом они удобны и безопасны.
Символично, что мы начали работу зимой 2019 года, продолжили в 2020-м, и сейчас, когда мир претерпевает большие потрясения, проект про всепобеждающую жизнь наконец завершен.
Игорь Сафиуллин ландшафтный инженер
Растения, высаженные в сквере, ни в коем случае не надо считать каким-то новым трендом — использование локальной флоры на сегодняшний день превратилось в мейнстрим. Вот эта «зеленая» идентичность, присущая Татарстану и Альметьевскому району, здесь как раз и отображена. Мы рассматриваем не какое-то отдельное растение, а скорее их совокупность, создающую образ, характерный для этого места. Ни в одном другом парке России вы эту совокупность растений не найдете: именно про идентичность и про удовольствие, получаемое от созерцания того, что по определению наше, мы в сквере и говорим.
Марина Байдуж антрополог
Пространство создавалось в тандеме с сообществом райдеров. Это достаточно креативное комьюнити, которое очень положительно относится к стрит-художникам и, более того, многие его участники интересуются современным искусством, пробуя в нем свои силы. То есть сквер — это территория переплетения различных городских культур и новое социальное явление, из которого вырастают художники и другие творчески активные люди.
Фото: Дмитрий Чебаненко
Муралы, созданные именитыми стрит-артистами, сквер и городская скульптура объединены между собой велодорожками. Здесь, в Альметьевске, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, самая передовая в России велосеть, которая была спроектирована архитекторами из Копенгагена, приглашенными местной администрацией. Жители и гости могут прокатиться по трем диаметрам, созданным в рамках программы «Сказка о золотых яблоках». Первый — это искусство, которое сопровождает повсюду в городе, второй — веломаршрут с экскурсиями в сопровождении гидов, а третий — индивидуальные маршруты, которые каждый может сконструировать самостоятельно, погрузившись в историю объектов.
Фото: Дмитрий Чебаненко
Постепенно в обновленную среду встраиваются модные рестораны и кафе, пабы и бары, о которых еще пять лет назад здесь даже не задумывались. Развивается «Школа гидов» и появляются специальные лаборатории, в которых школьники выращивают саженцы деревьев, а затем их пересаживают в новые городские пространства.
Рустам Qbic, «Без названия»
Так культура и искусство меняют маленький город в Татарстане, в который в скором времени захочется поехать просто так — чтобы посмотреть муралы, покататься в скейт-парке и посадить дерево.
На обложке: Марат Morik, «Забота».