9 муралов на «Кристалле»: бывший завод как энциклопедия уличного искусства
Сегодня бывший ликеро-водочный завод «Кристалл» на набережной Яузы — это не только популярное общественное пространство с насыщенной музыкальной и культурной программой, но и место концентрации уличного искусства. Прогуливаясь по территории памятника промышленной архитектуры XX века, можно заметить многочисленные муралы. Благодаря инициативе девелоперской компании Asterus новые работы появляются на кирпичных стенах заводских построек регулярно, буквально превращая пространство «Кристалл 1901» в музей стрит-арта под открытым небом. Рассказываем о муралах, которые там можно найти.
Робомир Миша MOST
Этот мурал — как гимн науки, которая стремительно увлекает нас в будущее, полное роботов и причудливых взаимосвязей природы и техники. В полотне Миши MOST угадываются отсылки к химии (кристаллические решетки), биологии (ботаническая иллюстрация), геометрии и дизайну (полигональная звезда). Андроиды на работе отдаленно напоминают шарнирных манекенов, которые часто используют художники в работе. С помощью мурала автор призывает зрителя поразмышлять о том, как технологии влияют на общество в целом и на каждого отдельного человека — в частности.
Геометрия Алексей Лука
Мурал Алексея Луки является продолжением самого здания. Художник берет уже обладающее своим особым геометрическим строением «полотно» (стену с объемными элементами различных форм) и дополняет его нарисованными «архитектурными» деталями. Получающийся симбиоз выглядит настолько естественно, что кажется, будто мурал был тут всегда, а постройка задумывалась прямо с ним на стене. Переход реальных элементов в написанные краской и обратно заставляет задуматься о тонкой грани между действительностью и вымыслом. Мурал Луки переносит зрителя в мир геометрических абстракций, сплетенных с архитектурными образами, и открывает новые грани понимания искусства в городской среде.
Кристалл Сергей Овсейкин
В процессе работы над эскизом мурала художник исходил из контекста самого пространства: именно поэтому работа отсылает к заводской эстетике (угадываемые этикетки, знаменитые граненые стаканы, вызывающие ассоциации с советским агит-плакатом образы и цвета). Косая крыша, конвейерная лента и лестницы тоже воплощают типовые заводские детали. При этом Сергей Овсейкин обыграл каждую поверхность отдельно, вписав в прямоугольники разной конфигурации уникальные «комнаты» и сюжеты. По словам автора, «череда комнат и лестниц является аллегорией жизни, где приходится ради своей цели — в поисках счастья, кристалла, синей птицы — через многое проходить».
Гаджет Дмитрий Аске
Работа задумана как «портрет» абстрактного гаджета, обобщенного образа универсальной технологии, к которой мы привязываемся, словно к близкому человеку. Мы с головой уходим в него, делая технологическую «игрушку» практически своим «внешним органом». Автор рассуждает, как же так получается, что небиологический объект становится так же важен, как реальные люди. Художник призывает подумать про взаимодействие человека из физического мира с цифровой средой через гаджет, заменяющий нам сегодня очень много значимых вещей, от общения и отношений до памяти и чувства времени.
Персонажи Стас Добрый
Мурал Стаса Доброго появился на «Кристалле» благодаря организаторам проекта «Коробка» — серии стрит-арт перформансов, в рамках которых рождаются новые произведения. Этот таинственный и не участвующий ни в каких фестивалях и выставках граффити-художник согласился творить на заводе только при условии, что может сам выбирать стену, тему, героев — и не давать потом ни разъяснений, ни комментариев. Так на «Кристалле» и поселились эти два загадочных человека. Кто они и какие их связывают отношения, что за эмоции они испытывают и дарят — решать теперь только самим зрителям.
Шут и рокер Вова Nootk
Сочетание прямых и плавных линий — отличительная черта фирменного стиля Nootk, которая делает его работы легко узнаваемыми, как и оригинальные персонажи с бесконечно длинными ногами и носом-«баклажаном». Именно такие комфортно «развалились» и на стенах «Кристалла»: по обуви, прическам и элементам одежды в одном угадывается придворный шут, в другом — старый-добрый поклонник рокабилли. Но оба они излучают иронию и позитив, отчего вселяют в каждого надежду на радость и светлое завершение даже самой темной жизненной полосы.
Юрий Богатырев Zoom
Известный актер в роли из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» в исполнении команды Zoom — уже своего рода граффити-визитка «Кристалла». Один из первых и самых известных муралов на этих стенах. Как объяснил выбор героя сам автор, вдохновленный кинокартиной: «Очень хороший персонаж из очень хорошего фильма. Те смыслы, которые он через фильм несет, стали близки моему поколению, особенно на фоне современной молодежи». Zoom своей работой показывает, как можно поддерживать вечные ценности и смыслы, заложенные еще отцами и дедами, и как важно всем нам помнить про честь, достоинство, волю.
Родительство Олеся Лавриненко
Любовь — чувство глубокой привязанности, которое соединяет сердца близких людей, будь то партнеры или родственники, отцы и дети. На мурале Олеси Лавриненко видно, как в семье взращивается привычка к заботе и бережному отношению к любому созданию, которое рядом с тобой. Причем взращивается в прямом смысле: взрослые и ребенок вместе ухаживают за цветком. Автор работы через понятный сюжет показывает любовь как философскую категорию субъектного, интимного, избирательного чувства, направленного на предмет обожания.
Объятия Max Hikm
Мурал Max Hikm, выполненный в абстрактной стилистике, изображает символ взаимной привязанности — объятия. При этом фигуры будто выплывают к зрителю из вороха размытых объектов, нечетких форм, разношерстных линий и элементов. Вместе они создают впечатление движения и энергии, подстраиваясь под настроение города. Каждая линия и цветовая комбинация здесь несет в себе смысл, который зритель может интерпретировать по-своему.
На обложке: работа Гаджет, Дмитрий Аске. Все фотографии предоставлены пресс-службой девелоперской компании Asterus.