Экологический урбанизм: три примера реализации теории здорового города
В середине XXI века все города мира столкнутся с проблемой, которая видима уже сейчас, это недостаток зеленых зон в больших городах. Между тем, такие места — парки, скверы, площади с озеленением, зеленые террасы на крышах или обустроенные набережные — не только позитивно влияют на экологию пространства и разгружают тротуары, но и ослабляют социальное напряжение за счет свободы действий и возможностей для досуга, дают возможность для интеграции множества новейших инженерных экосистем (фильтрация воды, сбор дождевой воды, генерация энергии и т.п.) в данный район города.
На фото: Сад на крыше (городская ферма) Edible Garden City (Funan) в Сингапуре. Вы можете найти здесь более 50 видов фруктов и овощей, включая грибы, съедобные цветы, бамию, базилик, мяту, арбуз, лемонграсс и маракуйю.
Просмотрев три примера экологического урбанизма в нашей статье, вы заметите, что главное в них — это решение реально существующих проблем. Например, заболоченных территорий в центре 15-миллионного города, старого заброшенного рыбного порта и неудобства транспортной системы в районе железнодорожных развязок. Эти проекты не создаются «на пустырях» и «ради статуса зеленого города», они концентрируются на актуальных «неисправностях» города как механизма.
Парк будущего: спасение заболоченной набережной возле канала Гу Дао в Тяньцзине, Китай
«Парк Дружбы» в Тяньцзине (Friendship Park in Tianjin) от Grant Associates, совместно с Atelier Ten и Atelier One
Данный проект будет построен на площади в 41 гектар, в эко-городе Тяньцзинь (китайско-сингапурском). Он нацелен на интеграцию атмосферы живописного побережья на канале Гу Дао. Кроме зеленых территорий, площадок для детей и взрослых, здесь есть водоем, зимние сады (биоморфные), амфитеатр. Но фокус проекта не только в том, чтобы просто озеленить территорию. Дело в том, что на побережье канала Гу Дао очень неустойчивая экологическая обстановка. «Парк Дружбы» станет частью «Стратегии Губкового города», где водоемы помогают фильтровать воду (за счет фильтрации, проникающего покрытия и зарослей). Самые главные направления этого проекта и цели архитекторов — это всесезонность использования, большая вместимость при наличии большого количества приватных и полу-приватных зон, сбор дождевой воды, использование ветровой энергии, а также использования энергии собственных солнечных батарей для любых развлекательных, декоративных и технических нужд.
Этот эко-проект, как и многие другие в Китае и Азии, воплощается для создания позитивной репутации и уменьшения реальной угрозы здоровью. Подобные варианты реализуются уже тогда, когда без них город становится абсолютно непривлекательным для жизни местных, которые ищут другие места для проживания. Например, репутацию китайского города Тяньцзинь очень сильно подорвал взрыв в порту на химическом заводе (в черте города!) в 2015 году. По сути правительство экономит огромные средства на ненадежной защите промышленных сооружений от различных техногенных проблем, а затем вкладывает часть в эко-проекты.
В современном мире «экологический урбанизм» пришел на смену «ландшафтному дизайну» и «ландшафтному дизайну городской среды».
Австралийский архитектор Питер Коннолли в своей книге говорил: «Город будущего — это каскад ландшафтных проектов, гармоничных и переплетенных между собой с помощью инженерии, взаимосвязанных, как долины и горы, моря и побережья в естественной среде. И лишь затем, после создания экологичного ландшафтного урбанистического проекта, мы строим здания, которые добавляют природной гармонии уюта». По словам Конноли, будущий город — это прирученная живописная местность, природный пейзаж, дополненные удобными маршрутами передвижениями, площадями и дорогами, а также зданиями, органично вписанными в ландшафт.
Коммуникационный центр City of the future в Гааге, Нидерланды: объединяя три междугородние станции
Новейший проект для Гааги (Нидерланды) от UNStudio родился из-за удивительного расположения трех междугородних железнодорожных станций в одном районе. Архитекторы решили снести часть сооружений между ними и полностью преобразовать эту зону в один большой терминал, который также станет общественным пространством для отдыха, шоппинга, информационным и коммерческим центром. Именно благодаря таким масштабным, смелым проектам со сносом больших территорий получается уменьшить разрыв между действующей инфраструктурой и уже доступными новыми технологиями.
Важно понимать, что железнодорожные пути и трассы снести не удалось, поэтому большая часть этого сооружения расположится над ними. «Центральный инновационный район» (CID) создает «двухслойный» город, концепция которого только развивается в умах большинства урбанистов. Большая часть передвижений групп до 6 человек будет завязана на мобильные электрические устройства (скутеры и их новое поколение). Кроме прочего здесь есть фильтрация сточных вод, городская ферма, вертикальный парк, каналы и водопады, геотермальная энергетическая установка.
Архитектор и урбанист Йен Томпсон говорил: «Ландшафтный урбанизм не имеет никаких противоречий с природой. Если сейчас мы боремся с ней, пытаемся изгнать из наших городов, жестко подчинить или уничтожить, то экологичный урбанизм объединяет природный и городской мир в лучшем из вариантов, создавая урбанистические оазисы. При этом город остается и даже становится еще более функциональным за счет релаксирующих зеленых зон. Суть заключается в эффективной гибридности между природой и инженерией».
Парк-район Tour & Taxis: снося рыбный рынок и порт (Брюссель, Бельгия)
Удивительный проект от Vincent Callebaut Architectures включает в себя возвращение к жизни легенды о «висячих садах Семирамиды» с тремя инновационными башнями с вертикальным озеленением со фруктовыми и овощными балконами.
Этот проект — в первую очередь, преобразование заброшенного пространства терминала, морского порта и старого рыбного рынка. В данный момент эти постройки негативно сказываются на облике центра города. Сохраняя тематичность свою атмосферу и создавая оранжереи, водопады, заповедную зеленую зону и даже пруд, это место полностью реконструируется. Например, бывший транспортно-таможенный терминал постройки 1907 года, который находится на этой территории, будет преобразован в лофтовые пространства (офисы, библиотеки, кафе, общественные пространства).
Архитектор Мигель Руано в своей книге «Эко-урбанизм: Экологически устойчивые населенные пункты» (Eco-Urbanism: Sustainable Human Settlements) говорит, что «экологический урбанизм — это взаимосвязь природы и человека, когда последний перестает считать природу врагом, а думает над тем, как максимально использовать ее блага. И не только в экономическом плане (ископаемые, транспорт), но и в ландшафтном дизайне». Так, например, можно представить, что по руслу пересохшей реки будет проложен каскадный парк по типу древних «амфитеатров», сохраняя природный ландшафт. А красивые пологие холмы на окраине будут использоваться для строительства жилого комплекса с пентхаусами.
А как насчет маленьких городов?
Как мы уже говорили ранее, большинство из таких глобальных проектов реализуются в момент тотального кризиса, который довел конкретную зону в центре или в черте города до статуса «заброшен» или «экологически небезопасен». При этом большинство подобных реноваций проводится в крупных городах с огромным бюджетом. А что же происходит по всему миру, в маленьких городах, как меняться им?
Есть три варианта изменений: сверху (от государства), от местного политика и с низов (из некоммерческих организаций).
Перемены сверху
В Великобритании за последние 10 лет изменилось многое, и городское планирование все более и более рассчитывает на различные сторонние организации, подрядчиков, волонтеров и т.п. В основном это стало доступно после некоторых реформ в законах. Они производились в ЕС с 2012 года и сегодня позволяют политикам на местах контролировать изменения и дают больше свободы локальным организациям.
Район Ламбет в Лондоне, Великобритания
«Резкое сокращение бюджета местных органов власти привело к фундаментальным изменениям в предоставлении государственных услуг. Философия так называемого совместного производства, основанного на добровольном труде граждан, внедрена в Управление парками, а также в Управление библиотеками. Даже установлены законы, которые не дают нам нанимать рабочих (озеленителей, бригадиров, ремонтников, электриков), пока не будут испробованы «другие варианты, включая совместное производства», а по сути — помощь соседей на добровольной основе. В итоге правительство экономит средства, а нам не приходится ждать по 3–5 лет бюджета на какой-нибудь маленький клочок земли, где нужно просто посадить деревья», — говорит Овейн Джонс, глава Ламбетского района в Лондонском Совете (Великобритания).
Перемены от местных политиков
Инновационная политика городского планирования, введенная местными политиками в ряде городов, среди которых Барселона, Мадрид, Париж, Афины, Салоники, Неаполь, уже принесла свои плоды. Здесь инициаторами изменений стали новоизбранные мэры. Их политическая воля к более устойчивому, справедливому, инклюзивному местному сообществу теперь выражена в новой государственной политике, основанной на открытости для всех классов граждан, поскольку высшие политические уровни обычно выступают против этих идей. Барселона, как неформальный духовный лидер этого нового мышления, начала новое муниципальное движение, объединяя прогрессивные местные силы против традиционной, регрессивной и неолиберальной политики правительства. В первую очередь речь идет о городском планировании и сохранении культурного (включая архитектурное) наследие городов.
Город Реджо-Эмилия (Италия)
«Все меньше денег остается на восстановление неблагополучных районов, которые требуют их больше всего. В районе с высокой долей мигрантов пришлось закрыть даже децентрализованное отделение. В этой ситуации создается новое социальное доверие к организациям, которые уже имеют связи с этим районом, с целью определения потребностей и принятия необходимых мер. Новые законы от местного мэра позволяют нам наконец-то решить вопрос с пустырями, пустующими зданиями, преобразовав их во что-то ценное. Мы делаем это силами местных предпринимателей и всех соседей в целом». Серена Фораккья, заместитель мэра Реджо-Эмилии (Италия).
Перемены с низов
Изменения в новой государственной политике по городскому планированию, инициированные самими резидентами, обычно бывают в самых «нерабочих» районах и консервативных городах, к которым ни центральные, ни местные политики не проявляют интереса. Италия, например, имеет давнюю традицию частного сообщества добровольцев. Сегодня они активируют глобальные сетевые решения, оптимизируя самые различные уровни ресурсов, в том числе краудсорсинг, социальные сети. Это движение в настоящее время становится все более сильным и в Польше, где политики, по крайней мере некоторых крупных городов, показывают открытость для новых мыслей. Однако в некоторых других странах, где регрессивная политическая власть сильна и контролирует все позиции на национальном и местном уровнях, такие гражданские движения находятся только на начальном этапе. Увы, пока непонятно, как они смогут добиться прорыва в разработке государственной политики.
Город Амерсфорт, Нидерланды.
«Недавно у нас была снесена старая больница. И политическое решение состояло в том, чтобы оставить свободное пространство для использования общественностью в соответствии с их собственными планами. Жителей пригласили строить планы, оформив их на компьютере. Был высокий интерес среди населения и, наконец, самая продвинутая команда из 7 человек опросила 200 жителей и сформировала комплекс идей. Они же создали юридическую компанию, ответственную за выполнение этого плана сообщества и обслуживание парка впоследствии. Удивительно, но весь процесс шел быстрее и дешевле без участия властей». Анна де Фейтер, Амерсфорт, Нидерланды.