Три дня датского дизайна в Копенгагене: впечатления дизайнера Ольги Энгель
«Три дня датского дизайна» в Копенгагене – очередное подтверждение очевидного: скандинавский дизайн в Европе сейчас на пике популярности. Фестиваль дизайна проходит каждый год и разворачивается в пространстве целого города. В этот раз ремесленники и студии принимали гостей с 24 по 26 мая. Дизайнер Ольга Энгель съездила в Копенгаген и делится своими впечатлениями и открытиями.
Ольга Энгель дизайнер интерьеров, предметный дизайнер#OlgaEngel
Датский дизайн – это ода простоте: натуральные материалы и простые, чуждые кричащей роскоши, конструкции, доведенные до совершенства. Датский дизайн достаточно традиционный, а потому многие предметы, сделанные по его канонам, кажутся почти идентичными.
Секрет кроется в деталях: даже незначительное изменение формы или пропорции это для датчан уже новый дизайн.
Знаковых объектов датского дизайна два, один из них – стул. Ни в одной стране мира я не видела такого огромного количества стульев. Не ошибусь, если скажу, что даже у маленькой местной дизайн-студии обязательно будут в линейке пять, а то и пятнадцать моделей стульев. Они очень похожи, но все-таки каждый стул уникален, хоть и сделан по формату своего предшественника.
Еще один знаковый объект – светильники. Весь мир без ума от знаменитого «Artichoke», но в Дании существует еще и огромное количество его всевозможных модификаций. Ни одна квартира или дом в Дании не обходится без такого светильника. Причем, когда светильник становится старым, его сдают на блошиный рынок, а себе покупают точно такой же, но новый – его дизайн настолько совершенен и актуален, что его невозможно променять ни на что другое.
Квартира-студия Frama, фото: Ольга Энгель
Во время фестиваля дизайна в Копенгагене мне удалось познакомиться со многими интересными компаниями, представляющими датский дизайн. Одна из них – Frama. Основатель компании, Нильс Стрейер Кристоферсен, никогда не учился дизайну. Он окончил экономический факультет университета с дипломом маркетолога, но работать по профессии не стал, а пошел на стройку. Там будущий дизайнер проработал два года и, как он сам сказал, освоил все строительные профессии. Потом Нильс увлекся дизайном. Сейчас предметы Frama – мебель, светильники и даже парфюм – выставляются в двух пространствах. Первое – маленькая квартира на окраине города, которую Нильс собственноручно превратил в шоу-рум. Он намеренно оставил стены в том виде, в котором они предстали перед ним после того, как он снял со стен обои. Их цвет и фактура показались ему настолько прекрасными и завершенными, что он посчитал нужным оставить все так, как есть. Кроме того он оставил все дверные проемы без дверей, поскольку уверен, что двери и плинтуса – это лишний элемент декора, совершенно не нужный для жизни. Нет в его квартире и светильников. Когда мы спросили его, как он обходится без света в темноте, Нильс ответил, что если ему нужен свет, он просто включает подсветку мобильного телефона.
Согласно его философии, в дизайне не должно быть никакого дизайна.
Все предметы рождаются пространством. Оно само диктует все, чем потом наполняется. Мне кажется, это очень интересно. Ты как бы со-настраиваешься с энергией помещения, используешь и раскрываешь все, что в нем уже существует, и все, что оно дает. Избавляешь его от инородной шелухи. Кстати, удивительная атмосфера почти физически ощущается в этом шоу-руме.
Шоу-рум Frama в St. Pauls Apotek, фото: Ольга Энгель
Второе пространство Frama – шоу-рум в St. Pauls Apotek в историческом центре Копенгагена, где компания выставляет свои предметы вместе с другими дизайнерами-минималистами. Само здание было построено в конце 1800-х годов, настоящее здесь раскрыто через прошлое, а прошлое – через настоящее. Здесь тоже пространство раскрывает себя само – это один из важных принципов философии бренда.
Еще одна интересная локация – галерея Оливера Густова. У него два шоу-рума: в Нью-Йорке и в Копенгагене. В Копенгагене он занимает старое здание в центре города. Пространство галереи спокойное и в то же время драматичное, а предметы современного дизайна соседствуют здесь с раритетами находками и антиквариатом. Оливер специализируется на коллекционном дизайне и выставляет в своих галереях международных художников и дизайнеров, которые отдают предпочтение глубоким цветам и выразительным фактурам.
Галерея Оливера Густова в Копенгагене, фото: olivergustav.com
Датский бренд &tradition в этом году переехал в новый особняк и представил совместную коллекцию с испанцем Хайме Айоном. Остроумный и веселый Хайме Айон разработал для бренда несколько предметов. Что интересно, Хайме тоже нигде не учился дизайну. Он говорит, что все должно идти изнутри и нужно не бояться выражать себя. Свою деятельность он начинал с того, что делал в мастерской керамические предметы и относил их на продажу в галерею своих друзей. Много лет он пытался сотрудничать с разными компаниями-производителями, но никто не мог должным образом оценить его дизайн. Он не остановился, и, как мы знаем, сейчас уже многие бренды стоят в очереди к Хайме. Талант, целеустремленность и трудолюбие – это верная формула успеха.
Хайме Айон в шоу-руме &tradition, фото: Ольга Энгель
В этом году бренд светильников Louis Poulsen – производитель знаменитого «Artichoke» – празднует 60 лет с его создания. В своем четырехэтажном шоу-руме в Копенгагене они поставили корнеры, где сотрудницы на глазах у гостей собирали большие лампы – каждый мог посмотреть, из каких элементов состоит легендарный светильник. Здесь же показывали фильм о рождении знаменитого предмета, снятый специально к юбилею «Artichoke».
Процесс сборки знаменитого светильника «Artichoke» Louis Poulsen, фото: Ольга Энгель
Еще одним интересным наблюдением стало для меня то, что местные производители достаточно часто арендуют под свой шоу-рум настоящие квартиру или дом и расставляют свои предметы в комнатах: от гостиной и спальни до кухни и ванной. Когда заходишь в такую квартиру, видишь, как предметы живут, как они взаимодействуют с пространством.
И, конечно, отдельная тема – это датские офисы.
Комфортная простота и деликатный дизайн сопровождают датчан не только в домах, но и на рабочем месте. Все сделано для того, чтобы человеку было комфортно работать, и он не испытывал никаких неудобств. Обычно на территории офиса есть по-домашнему уютное кафе, где можно выпить кофе, а рядом обязательно «мягкая зона» с диванами и пуфами, где можно общаться с коллегами и посетителями в состоянии абсолютного комфорта. Еще в офисах очень много растений и цветочных композиций, которые делают интерьер еще более «мягким», и обязательно есть большой обеденный стол, где сотрудники компании могут пообщаться за обедом, как члены большой и дружной семьи. Все сделано для того, чтобы человек чувствовал себя на работе, как дома, и все время был окружен практичными, удобными и красивыми вещами. Комфорт, комфорт, и еще раз комфорт!
Офис компании Astep, фото: Ольга Энгель
В Дании не принято демонстрировать свое благосостояние, поэтому и роскошь здесь понимают иначе. Роскошные это визуально простые, но доведенные до совершенства предметы, сделанные из натуральных материалов и с высочайшим уровнем инженерии. Такие предметы никогда не перестают быть актуальными, а со временем приобретают еще большую ценность.