«Сколково» через призму паблик-арта: 15 ярких проектов фестиваля «Здесь и Сейчас»
В рамках шестого смотра современного искусства «Здесь и Сейчас» работы участников не разбросаны по разным точкам Москвы, а сконцентрированы в одном месте — на территории Инновационного центра «Сколково». Отталкиваясь от характера и особенностей локации, организаторы фестиваля обозначили тему этого года как взаимосвязь науки и искусства. Около двух десятков объектов сформировали в «Сколково» полноценный арт-маршрут, преобразив ландшафт центра в самобытную творческую среду. Собрали эффектные проекты участников, которые можно увидеть вживую до конца лета 2025 года.
КосморомашкаКрасил Макар
Красил Макар привык работать с пространством города, используя масштабные скульптурные формы. На фестивале он демонстрирует крупный и яркий объект под названием «Косморомашка», в котором угадывается цветок необычной расцветки и формы. Кажется, что некоторые лепестки уже были оторваны в процессе гадания, но остальные зритель может пересчитать сам, вступив таким образом во взаимодействие с искусством.
Букет полевых цветов Полина Фролова
Между высокими зданиями из стекла и бетона в «Сколково» выросли цветы. В своей работе художница Полина Фролова хотела отразить идею о том, любому мегаполису необходима природа. Условные цветы и червяк, как будто собранные из детского конструктора, вызывают улыбку и заставляют замедлиться, выдохнуть и пофантазировать.
Портрет художника. Сборная модель Александр Кашин
Арт-объект Александра Кашина напоминает панель с деталями модели для сборки, где каждый фрагмент похож на известные произведения паблик-арта. Любой человек, конструируя в своем воображении из этих деталей собственный объект, становится художником. Таким образом автор вовлекает зрителя в художественный процесс — увлекательную игру, вдохновляющую на творчество.
Квантовая суперпозиция Анастасия Рыжикова
Художница создавала этот объект, вдохновляясь мечтами поэта и прозаика Велимира Хлебникова о нахождении на такой вершине, которая позволила бы человеку одновременно наблюдать прошлое, настоящее и будущее. В 365 зеркальных гранях отражаются разные фрагменты дворика Сколтеха и самого зрителя, но в зависимости от точки обзора они выглядят по-разному. Это напоминает о многогранности ежедневного выбора, влекущем многообразие вариантов развития истории.
Поиск равновесия Егор Плотников
Исцеляющие сады в «Сколково» — это живописный овраг, над которым петляет деревянный настил-променад. Именно здесь расположилось несколько белых скульптур Егора Плотникова. Во время прогулки человек обнаруживает фигуру, сидящую на камне, танцующую на шаре или держащую зеркало. Они словно выросли из высокой травы оврага, и скоро начнут гармонично взаимодействовать и со снежным пейзажем.
Навигатор Антон Чумак
Подвижный флюгер этого объекта указывает направление ветра. Так художник напоминает о тех временах, когда у людей еще не было смартфонов с доступом к любой информации об окружающей среде, и они изучали ее простейшими способами. Однако без таких примитивных наблюдений человечество не пришло бы к тем современным технологиям, которые, например, активно развиваются сейчас в «Сколково».
На одной волне Марина Звягинцева
Художница Марина Звягинцева считает, что человек, пребывающий в состоянии непрерывной трансформации, — это скорее волна, чем частица. Настраиваясь друг на друга, люди находят общее звучание. Скамья, выполненная в виде схематичной звуковой волны, тоже может сблизить людей: она спроектирована так, что сидящие оказываются лицом друг к другу.
Слово Лев Ефимов
Согласно одной из теорий, предполагаемое состояние Вселенной в начальный момент Большого взрыва — это космологическая сингулярность. Автора вдохновляет образ некой точки, единичности существа, которая стала создавать из себя постоянно растущее множество элементов. Согласно другой теории, «в начале было слово». Метафорично объединив эти версии, художник создал сферу, внутри которой есть ядро, ставшее началом отсчета. А снаружи создается эффект притягивания окружающего пространства к этому зеркальному шару.
Woooo Тарас Желтышев
Woooo — персонаж вымышленной арт-вселенной Yoomoota. Это ссущество, потерявшееся в тумане планеты Пустоты и вынужденно превратившееся в лампу. Появившись на территории «Сколково», этот персонаж готов освещать пути и другим заблудившимся, что созвучно просветительской миссии Инновационного центра.
Ретроградный анализ Елена Извольская
Трехмерная фигура представляет собой бесконечное шахматное поле, изогнутое в виде ленты Мебиуса. Таким образом автор размышляет о сути реальности, о трансформации норм этики и морали в современном мире, о человеческих играх с переменчивыми правилами. Название работы отсылает к виду шахматной композиции, где нужно восстановить все предшествующие ходы.
Калейдоскоп Илья Блинов (Slak)
Мурал Ильи Slak изображает разноцветные элементы, находящиеся внутри детской игрушки-калейдоскопа. При вращении они создают новый уникальный орнамент. Калейдоскоп напомнил художнику принцип работы в «Сколково», когда каждая идея и инициатива встраивается в общий узор современной науки и создает картину будущего.
По ту сторону экрана Иван Найнти
Художник Иван Найнти исследует взаимодействие человека с техникой, в данном случае — с техникой вычислительной. Современный ученый, изображенный на одной стороне мурала, отправляет послание ученому из недавнего прошлого, который должен расшифровать его.
1+1=3 Владислав Дакес
В своей работе Владислав Дакес размышляет о роли эксперимента в науке и искусстве. Ссылаясь на арифметику синергии, автор хочет сказать, что теория (1) плюс практика (1) порождают результат (3) — объект, концепт, форму.
Воспоминание Евгений Jön Малышев
Идея этого мурала в том, что память распадается на осколки подобно тому, как помехи на экране компьютера разбивают изображение на фрагменты. Но если собрать эти осколки в другом порядке, то получится совершенно другое воспоминание. Возможно, нейросети скоро смогут генерировать новые воспоминания из фрагментов коллективного прошлого.
Творец Андрей Оленев
Задумка Андрея Оленева отсылает к тому, что творчество индивидуально, а наука — общественна. Лампы и сосуды в этой росписи символизируют безостановочный процесс познания человеком природы, а городской ландшафт на заднем плане намекает на Инновационный центр «Сколково.
На обложке: «Навигатор», Антон Чумак. Все фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля.