design mate

Чего боятся дизайнеры безответственные подрядчики, вечные правки и творческий ступор

В канун Хэллоуина мы предложили дизайнерам и архитекторам рассказать о своих страхах — профессиональных и эстетических. Получилась честная и местами пугающе узнаваемая подборка реальных (а иногда иррациональных) тревог и «кошмарных» историй из мира дизайна.

Алексей Кораблёв соучредитель международного архитектурного бюро ZROBIM architects

Чего вы боитесь больше всего в своей работе?

Больше всего в своей работе я боюсь самой работы. Как показывает практика, чем больше и эффективнее работаешь, тем больше становится работы. Она разрастается, как спрут: сделал одну задачу — появились три новые. Но все-таки самое страшное — когда работы нет. Когда приходишь в офис, садишься за стол и понимаешь: делать нечего. Это значит, что ты что-то делаешь неправильно. Поэтому я всегда стараюсь держать себя в тонусе: ставлю цели, записываю идеи, строю планы на будущее.

Какие «страшные» истории случались с вами за время практики – когда всё пошло не по плану?

Лет десять назад нам написал заказчик из Китая, и всё выглядело достаточно солидно: шесть вилл, крупный проект. Мы всё обсудили, подписали договор, он пригласил нас на обмеры. Мы прилетаем в Китай, нас встречают, всё идёт по плану. Но когда дело дошло до аванса, выяснилось, что это афера: они пытались развести нас по известной схеме — «сначала вы нам переведите комиссию, потом мы вам оплатим». В итоге мы прилетели просто посмотреть на панд. Конечно, мы поругались с «заказчиками»-аферистами и улетели домой без контракта.

Что для вас настоящий дизайнерский кошмар?

Настоящий кошмар — это не горящие дедлайны и не сложные объекты. Это клиент, который ничего не решает. С любым заказчиком можно работать: с агрессивным, с придирчивым, с человеком без вкуса — это всё преодолимо. Но если клиент принципиально не принимает никаких решений, не берёт на себя ответственность, то это тупик. Ты его спрашиваешь: «Красный диван или синий?», а он отвечает «не знаю» и пропадает. И ты сидишь, ждёшь, смотришь на оба дивана и понимаешь — вот он, настоящий дизайнерский хоррор.

Работа разрастается, как спрут...

Настя Колчина архитектор, сооснователь бюро «Синица»

Чего вы боитесь больше всего в своей работе?

Когда на стороне заказчика в процессе работы вдруг появляются новые люди, которые начинают высказывать свое «экспертное» мнение. Это ад для всех: команда клиента в этот момент чувствует испанский стыд, и мы тоже испытываем не самые приятные чувства. Все дружно тратят время на то, чтобы рассказать этому человеку историю проекта.

Какие «страшные» истории случались с вами за время практики – когда все пошло не по плану?

Из недавнего и очень грустного: клиент остался недоволен, потому что за время работы нам пришлось два раза менять менеджера проекта, что, конечно, сказалось на процессе не в лучшую сторону. Но в целом мы верим, что любую неприятную ситуацию можно решить, а если продолжать мыслить креативно, то проект можно даже улучшить.

Что для вас настоящий дизайнерский кошмар?

Мне очень тяжело даются клиенты с небольшим жизненным опытом, полностью уверенные в своей правоте. Обычно работа с таким типом людей ведет к огромному количеству переделок. При этом они все равно будут недовольны результатом, а команда выгорит.

Эксперты от ада...

Виктория Власова дизайнер, основатель бюро Victoria Vlasova Interiors

Чего вы боитесь больше всего в своей работе?

Если заказчик вдруг начинает в процессе реализации проекта приобретать совершенно неподходящие предметы, которые очевидно погубят концепцию.

Что для вас настоящий дизайнерский кошмар?

Замены, которые «ну это же то же самое». Нет, не то же самое. Дизайн — это точность линии, цвета, размера, что требует соответствующих способностей, навыков и знаний.

Ужасные предметы губят концепцию...

Ксения Караваева и Мурат Гукетловоснователи бюро .dpt

Чего вы боитесь больше всего в своей работе?

На самом деле, мы мало чего боимся. Наоборот, часто идем на амбразуру и принимаем любые вызовы. При этом, наверное, страшный сон любого архитектора и дизайнера — долгоиграющие проекты. Когда думаешь, что сдашь проект за четыре месяца, а в итоге он длится два года. У нас был один заказчик, для которого мы проектировали дом с четырьмя детскими. Пока он строил этот дом, все дети выросли и разъехались жить по разным странам, да и сам он там все еще не живет.

Долгоиграющие проекты...

Соня Плюснина лид-архитектор студии KIDZ

Чего вы боитесь больше всего в своей работе?

Скуки! Когда просят сделать то, что уже было, и не рассматривают вариант выхода за рамки. Страшно, когда придумал красивый дизайн, а на этапе коммерческого предложения получаешь стоимость, в разы превышающую бюджет. Но творческий и, наверное, самый главный и искренний страх — концептуальный ступор, когда картинка не собирается, и все кажется вторичным и бессмысленным. В такие моменты хочется поставить время на стоп и отправиться в далекое путешествие, чтобы собрать коллекцию новых эмоций и источников вдохновения.

Какие «страшные» истории случались с вами за время практики – когда все пошло не по плану?

Однажды за четыре дня до открытия локации упала стена — полностью в отделке, с закладными и подсветкой. К тому же был день строителя, и никто из строителей не выходил на связь. Мы ночью искали людей, которые могут помочь, и сами курировали процесс возведения. В итоге мы справились, но на следующую ночь, убрав оргалит с пола, увидели, что абсолютно ровное и идеальное покрытие начало отслаиваться и идти пузырями. В итоге этот объект стал одним из любимых в реализации — приходилось буквально бороться с какой-то неописуемой стихией, быть креативным, не упираться, а работать по ситуации, согласно контексту. Мы потом смеялись, что изначально заказчик приходил с запросом на гранж: гранж он получил, но совершенно не в той форме, которую ожидал.

Что для вас настоящий дизайнерский кошмар?

Получить сообщение: «Привет, на связи? У нас тут мебель не встает». В остальном, банальная резка стоимостей — удешевление материалов, запрос сделать копию предмета, чтобы получилось дешевле.

Концептуальный ступор...

Степан Бугаев руководитель студии «Точка дизайна»

Чего вы боитесь больше всего в своей работе?

Один из страхов касается того, что мы, как студия, остановимся в своем развитии. Вокруг куча талантливых ребят, и нужно постоянно держать себя в форме, чтобы клиент продолжал выбирать тебя. Важно идти в ногу со временем, расти, принимать новые вызовы и не стоять на месте. Я заметил, что практически любая команда имеет свойство зависать в рутине и не думать о развитии. У дизайнеров огромная нагрузка — успевать бы делать «основное», как называют это коллеги. Я же поклонник разделения недели на разные по деятельности дни, у меня есть разные списки, и я всегда чувствую, если в каком-то вопросе замедлился. В связи с этим всегда стараюсь держать команду в тонусе.

Остановиться в своем развитии...

Анна Кирюхина дизайнер отдела частных интерьеров студии «Точка дизайна»

Чего вы боитесь больше всего в своей работе?

Работы с недобросовестным подрядчиком. Когда ожидание и реальность конечного результата не совпадают, а срок исправления ошибок сильно затягивает сдачу объекта. Однажды я связалась со столярным производством, которое в итоге изготовило мебель ужасного качества, и менеджер перестал выходить на связь. Мебель переделывали полгода, потом столько же монтировали. В итоге заказчик сошел с ума от такого стресса, зато изначально сэкономил.

Что для вас настоящий дизайнерский кошмар?

Заказчик с огромными ожиданиями от интерьера и слишком маленьким бюджетом. Однажды я полгода делала проект площадью 60 кв. м просто потому, что заказчице ничего не нравилось в рамках ее бюджета.

Ожидание и реальность не совпадают...

Александра Бурмистрова дизайнер

Чего вы боитесь больше всего в своей работе?

Искаженного иллюзорного восприятия, что архитектор должен что-то делать за пределами юридического договора. А еще безответственных людей, которые сначала обещают, а потом ваши договоренности почему-то начинают трансформироваться в иные, иногда доходящие до абсурда. Причем я замечаю закономерность, что стоимость услуг не гарантирует хорошего и качественного обслуживания. Очень печально, что в сфере строительства нет качественной сертификации специалистов, и любой недобросовестный подрядчик каждый раз находит новую «жертву».

Какие «страшные» истории случались с вами за время практики – когда все пошло не по плану?

Из недавних случаев — работа со столярной компанией. Мебель, которую должны были установить в мае, все еще не закончена. А подрядчик ежедневно пишет о том, что завтра она обязательно появится.
А еще недавно в клинику «Справиться Проще», над проектом которой я работала, накануне открытия пробрался молодой человек, очевидно, в очень странном состоянии — только в трусах и косынке. Погулял по помещению, поспал, разрисовал документы цветными карандашами, украл домашние тапочки подрядчика, оторвал штору, завернулся в нее и ушел в таком виде гулять по Москве.

Что для вас настоящий дизайнерский кошмар?

Отсутствие контроля — на государственном уровне — за деятельностью некомпетентных дизайнеров, архитекторов и подрядчиков.

Недобросовестный подрядчик каждый раз находит новую жертву...

Артем и Лия Бабаянц основатели бюро Babayants Architects

Чего вы боитесь больше всего в своей работе?

Потерять веру. Как бы профессионально ты ни выстраивал работу, в основе всегда лежит творческий процесс, а он очень уязвим.

Какие «страшные» истории случались с вами за время практики – когда все пошло не по плану?

На стройке настолько часто все идет не по плану, что это скорее норма, чем исключение. С годами время на изумление, боль, обиду, гнев и прочее схлопывается до нуля, и ты просто решаешь вопросы.

Что для вас настоящий дизайнерский кошмар?

Слишком поздно понять, что у клиента нет вкуса.

Потерять веру...

Карен Карапетян директор и основатель компании Alexander Tischler

Чего вы боитесь больше всего в своей работе?

Есть иррациональный страх — что клиенту не понравится конечный результат, и придется возвращать деньги за уже реализованный интерьер. Предпосылок нет, как и похожих историй, но все равно страшно.

Какие «страшные» истории случались с вами за время практики – когда все пошло не по плану?

Меньше всего ожидаешь неприятностей, работая с дорогими товарами, но как раз с ними и связаны две истории. Один раз мы заказали зеркало Cattelan Italia: по фотографиям оно выглядело в бледно-золотой отделке, которая нам подходила. Но в итоге рама оказалась кричаще-желтая и точно никуда не вписывалась. Производитель заверил, что все в порядке. По форме зеркало было как раз, да и нужно было сдавать интерьер, и мы наняли реставратора, который полностью перекрасил раму в нужный оттенок.
Другая история произошла с тканевыми обоями за почти 500 000 рублей. Казалось бы, что может пойти не так? А случилось то, что происходит с самыми дешевыми обоями: был виден белый шов на стыке полотен. Поставщик заверил, что это на производстве так напечатали. Сроки поджимали, поэтому мы пригласили художника, который скрыл белую полосу на очень сложном рисунке обоев.

Что для вас настоящий дизайнерский кошмар?

Когда заказчик не слышит, не понимает, не доверяет. Согласовывает, а потом не помнит, что согласовал.

Клиенту не понравится результат...

Анна Сысоева дизайнер

Чего вы боитесь больше всего в своей работе?

За восемнадцать лет практики я прошла через всевозможные ситуации на стройках, и, кажется, меня уже ничем не испугать. Был заказ плитки на 200 кв. м не того цвета, строители путали краску, а пару раз плиточники решали положить плитку «по своему вкусу», полностью нарушив все швы.
Были и более масштабные приключения. В одном из проектов в Мадриде после сильных дождей протекла внешняя стена, и водой залило два уровня квартиры — именно в тот момент, когда на полу уже лежал новый дорогой щитовой паркет (который, к слову, мы уже один раз полностью меняли после неудачной работы первого подрядчика). Так что единственное, чего я теперь действительно боюсь, — что у клиентов не выдержат нервы раньше, чем закончится стройка. Хотя, признаться, иногда у меня тоже бывают сомнения.

Какие «страшные» истории случались с вами за время практики – когда все пошло не по плану?

Один из самых запоминающихся случаев — мой первый общественный проект, маленькое кафе в Ростове-на-Дону. На тот момент я училась на пятом курсе института и, конечно, была полна энтузиазма. Тогда не по плану пошло буквально всё. Клиенты сами занимались покупкой материалов и поиском подрядчиков. Когда они позвали меня проверить результат, оказалось, что купили не ту краску и совсем не те двери. Деревянные перегородки сделали так плохо, что они буквально держались «на честном слове», и от них пришлось отказаться, а барную стойку я расписывала вручную через трафарет. Когда снимала его, фоновый слой краски отваливался, потому что поверхность плохо подготовили, и под краской осталась пыль. От принта я отказываться не захотела, поэтому сделала эффект «состаренности», тонировала все сколы: в итоге это даже стало изюминкой интерьера.
Уже спустя годы, когда я жила в Испании и работала над крупным общественным проектом в Москве, случилась еще одна забавная история. Коридоры по проекту были отделаны деревянными панелями. Клиент позвонил мне в момент начала монтажа и сказал, что они выглядят «как кабинет директора завода из 60-х». Такое сравнение я восприняла как знак, что панели отличные, но все же через полтора дня уже была в Москве, стояла на стройке и проверяла качество. Панели оказались действительно высшего класса, монтаж продолжили — и в итоге все остались довольны. Иногда приходится пересечь половину земного шара, просто чтобы все сверить, успокоить клиента и быть уверенной в результате.

Что для вас настоящий дизайнерский кошмар?

Когда строители не любят свое дело и совершенно не заинтересованы в результате. Ты приходишь на стройку, а там плитку разложили не по чертежам, швы не совпадают, стык между паркетом и плиткой кривой, уровни пляшут, сантехника выведена «по наитию», а обои поклеены без совмещения рисунка. И финальный штрих — встроенная мебель, собранная в кривые стены, где щели разных размеров можно изучать как геометрию хаоса. Все это не легенды, а реальные сцены из дизайнерской жизни.

У клиента не выдержат нервы...
20 тысяч специалистов читают про дизайн и архитектуру в Telegram канале Design Mate