Монография «Страна Наума Грановского»
В издательстве Галереи Люмьер вышла обновленная монография классика советской фотографии Наума Грановского. Сборник предлагает свежий взгляд на его наследие, раскрывая яркую палитру жизни и архитектуры не только столицы, но и различных республик Советского Союза. С 1934 года Грановский последовательно снимал, как год за годом меняется Москва, и со временем стал известен как «московский летописец» или «главный архитектурный фотограф столицы». Москва задавала тон, а Наум Грановский, как признанный мастер, стал «законодателем стиля». Его приглашали в различные республики СССР, где амбициозные градостроительные проекты стремились превзойти столицу. Авторский стиль Грановского стал стандартом качества, формируя представление о том, как должны выглядеть современные города — его работы не просто документировали строительство, но и создавали архитектурный образ эпохи.
Галерея Люмьер работает с архивами Фонда Наума Грановского на протяжении более 20 лет. В 2021 году галерея открыла широкий доступ к части архивов: сейчас на сайте фонда можно увидеть более 500 признанных шедевров, участвовавших в выставках разных лет и опубликованных в книгах, а также малоизвестные кадры Грановского, найденные во время исследовательской работы. Одна из особенностей монографии и ее отличие от предыдущих изданий — наличие не только классических черно-белых фотографий, но и уникальных, впервые опубликованных цветных работ автора.
Монография «Страна Наума Грановского» сосредоточена на малоизученных аспектах творчества Наума Грановского и объединяет более 150 известных и ранее неопубликованных фотографий большей части республик и главных городов СССР. Издание подготовлено при поддержке девелоперской компании VOS’HOD.
С разрешения галереи мы публикуем отрывок из вступительной статьи к монографии «Страна Наума Грановского» историка архитектуры Николая Васильева.
Вся городская среда городов СССР предстает на фотографиях Грановского рукотворной или преобразованной, эти преобразования завершенные, но совсем недавние. Лишь изредка в край кадра попадают краны и леса строек, но каждый конкретный город, его площади созданы и обжиты простыми советскими людьми, улицы заняты немногочисленными по современным меркам машинами, фасады — вывесками и лозунгами.
В версии Наума Грановского города и здания уже построены и в их выразительности он ищет приметы актуальной жизни — солнца, выделяющего пластику фасадов, ритмических сочетаний горизонтальных и вертикальных членений... А градостроительные ансамбли середины XX века в первую очередь складываются из силуэтов башенных завершений и шпилей, из плавных перспективных сокращений поданных чуть с угла, в три четверти, симметричных фасадов зданий, подчеркивающих живописность новой городской среды.
Крупные города СССР предстают районами единого советского города, соединенными бесконечной, пусть и не очень прямой улицей, проспектом, бульваром, площадью Ленина, с длинной чередой жилых домов и общественных зданий.
Во многом воображаемый и разделённый сейчас не только тысячами километров, но и границами государств «город Грановского» существует теперь благодаря фотографиям художника, являясь для миллионов жителей полутора десятков стран своего рода образом Римской империи, каковой она была для жителей варварских королевств Средневековья, философов и художников Возрождения, монархов — объединителей Европы, вроде Габсбургов или Наполеона.
Советская архитектура играет роль исторической застройки, гораздо более европейской, часто в противовес и вернакулярной, народной городской ткани, как и слишком безликой интернациональной архитектуре модернизма и капиталистического романтизма постсоветских десятилетий. Многие, но далеко не все здания реставрируются, продолжают появляться на страницах путеводителей и мыслятся как национальное достояние, исключением служат, конечно, памятники вождям, а иногда и элементы советской символики. Образы городов, представленных в настоящем издании, до сих пор во многом определяются постройками большого стиля середины XX века или, по крайней мере, возникают во взаимодействии, в отрицании или дополнении.
Изображения предоставлены Галереей Люмьер.