Ювелиры авангарда: русские дизайнеры украшений из экспериментальных материалов
Задумывались ли вы над тем, что материал и его свойства часто диктуют дизайн украшений? Наш колумнист, создатель телеграм-канала Read my jewels Евгения Тышкевич о том, как эксперименты с материалами рождают новые формы и новые смыслы в ювелирном искусстве, и кто из российских дизайнеров украшений сегодня работает с новыми материалами.
Начиная с семидесятых, ювелиры авангарда активно экспериментируют с материалами. Одним из первых экспериментаторов был Дэвид Уоткинс — он работал с золотом, бумагой, титаном, сталью, пластиком. В восьмидесятые он создавал многослойные яркие украшения из неопрена. Легкость материала позволяла носить на себе сразу много модулей, создавая интересные структуры.
David Watkins, Primary Objects
Материал позволяет менять масштаб украшений, доводя их размер до гротеска. Кароль Гинар в восьмидесятые экспериментировала с размером украшений. Ее работа Bijou d`epaule визуально напоминает мобиль, а человек при этом становится центром этой кинетической скульптуры.
BIJOU D'ÉPAULE, LAITON, CAOUTCHOUC, ACIER, PLEXIGLAS, 1987
Фриц Майерхофер в семидесятые жил в Лондоне, вдохновлялся его красками и делал украшения из дешевого акрила с драгоценными материалами. Этим же путем шел Клаус Бери, создавая кольца из золота и неоново-яркого пластика, который он разукрашивал собственноручно. Сочетания драгоценных металлов с пластиком для тех времен было новым явлением.
Fritz Maierhofer, акрил
Но даже на сегодняшний день украшения из синтетических материалов являются смелыми, поскольку далеко не всем покупателям очевидно, что в данном случае в идее украшения и в его дизайне заключена не меньшая ценность, чем в материале.
Российские дизайнеры и художники-ювелиры, которые используют в своих работах синтетические материалы.
Eve Balashova
Евгения Балашова - известный за границей автор украшений из нейлона. Она начала работать с нейлоном и 3D печатью в университете в Шотландии. Этот материал отлично подходил для изготовления массивных, но легких украшений, вдохновленный идеями искаженной геометрии и повторения формы. Такого эффекта можно достичь с помощью 3D моделирования. В качестве материала для 3D печати нейлон был самым оптимальным вариантом, так как он невероятно прочный и легкий, что позволяет создавать крупные, но «невесомые» украшения. У нейлона есть свои тонкости: как и с любым другим материалом, перед тем, как начинать с ним работать, нужно уточнить все характеристики, которые должны присутствовать у 3D модели для успешной печати (такие как минимальная толщина стенок и расстояние между деталями). Нейлон отличается своей прочностью и гибкостью, что позволяет создавать более интересные модели: они могут гнуться, двигаться, раскрываться и возвращаться в прежнее состояние – бесконечное количество возможностей для создания более тактильных и кинетических изделий.
В основном ее изделия покупают в Европе и Америке, хотя были и случаи покупок из Тайваня, Бразилии, Мексики и других уголков мира. Покупателей из России на данный момент можно пересчитать по пальцам.
Kookoozi
Питерский дизайнер Анна Середова экспериментирует с разными материалами, в том числе с полиамидом. Для нее, как для художника, важна творческая свобода. Полиуретан супер прочный, не колкий, не токсичный, лёгкий, не имеет запаха, не пачкает одежду и кожу, инертен к температурам. Он великолепно тонируется, на него безукоризненно ложится и крепко держится холодная эмаль. Он токопроводен, поэтому годен для гальванопластики. Анна считает, что не существует материалов непригодных для создания ювелирных украшений, а «зацикленность на драгоценных материалах — это устаревший взгляд на вещи».
Но не все покупатели украшений придерживаются такой прогрессивной позиции. «В основном они делают «большие глаза» и говорят: «Почему так дорого? Ведь это пластмасса!» — рассказывает Анна, — «Я устала объяснять, что продаю не драгметалл, а дизайн. Но русские люди пока не готовы платить за дизайн. Это не укладывается у них в голове». Целевая аудитория марки — люди творческих профессий, для которых дизайн превалирует над материалами.
Luch Design
Марку в 2012 году создали питерские дизайнеры Никита Черевков и Эльвира Ломовская. Они делают украшения с помощью 3D печати из полиамида и плексигласа, обработанного лазерной резкой. Выбор пал на пластик, так как его легко резать, и это дает дизайнерам свободу производить украшения самостоятельно. У Никиты и Эльвиры есть свой небольшой лазер, который качественно и быстро вырезает формы из плексигласа. Украшения из полиамида делаются партиями на 3D-принтере у партнеров. Заказ делают 2-3 недели, есть сложность — нужно всегда заказывать партию из 30-50 единиц. Создатели марки считают, что у каждого материала есть свои преимущества. В плексигласе это цвет, прозрачность, зеркальность, легкость, возможность термообработки и глянцевый срез. В полиамиде — свобода формы, гибкость, супер-легкость. В металле ничего этого нет. Камень очень сложно обрабатывать.
В России полиамид и плексиглас — не самые очевидные материалы для украшений, поэтому дизайнеры сталкиваются с широким спектром реакций на свои изделия: «Новые клиенты часто просто не знают, что такое плексиглас и 3D печать полиамидом. Мы объясняем. И, конечно, кто-то думает что это «просто пластик», и не может стоить ТАК дорого, хотя у нас цены в среднем около тысячи рублей».Дизайнеры марки Luch стараются осознанно подходить к вопросам экологии, поэтому остатки материалов с производства отдаются на переработку или знакомым ювелирам, которые используют их вторично. Одним из ювелиров, работающих с вторичными материалами и найденными объектами является Юра Былков.
Юра Былков
Юра Былков делает авторские ювелирные украшения (изделия в единичном экземпляре) и преподает курс ювелирного мастерства в Санкт-Петербурге. Его украшения есть в коллекциях Эрмитажа и Schmuckmuseum в Пфорцхайме (музей украшений, открытый в 1961 году). Юра начинал свою карьеру на ювелирном заводе. Долгое время вел двойную творческую жизнь: на работе делал одни украшения, а в свободное время для души — совсем другие.
Юра выбрал работу с недрагоценными материалами, потому что они дешевле и не требуют учета в надзирательных органах. «Много экспериментирую с разными материалами. Сначала пробую материал, как он плавится, как скрепляется, как его можно соединить с другим материалом. Когда есть ответы на эти вопросы, можно придумать дизайн и, согласно задумке, идти к решению», — говорит Юра. Также он активно перерабатывает различные вещи: от пластиковых бутылок и пластинок плексигласа до целых объектов.
Одним из элементов броши «Арка» является кусок плексигласа, который остался от производства украшений Luch design.
Space secret
Лера Продина вдохновляется биоморфными формами и создает украшения из полиамида с помощью 3d печати. Дизайнер считает, что полиамид при печати позволяет добиваться максимальной точности формы изделия. Визуально он многих впечатляет и люди чаще всего недоумевают, из чего это украшение сделано. Поскольку оно напоминает природный материал, так как имеет красивую фактуру благодаря послойной 3д печати. Еще он тактильно приятный и практичный, поскольку его можно легко как и обычный пластик помыть с мылом если белая сережка или кольцо загрязнились. Выбор материала был обусловлен его легкостью, что позволяет печатать крупные заметные формы украшений. “Для меня было приятно что из этого материала выбирают украшения даже невесты для свадебных образов, - говорит Лера, - и его «недрагоценность» их совсем не смущает, людям нравятся нетривиальные формы и белый цвет материала. Судя по всему классикой уже «наелись» даже невесты”.
Xenia Gai
Выпускница Британской школы дизайна Ксения Загайнова основана свою марку в 2019 году. Ксению вдохновляют самые разные вещи: от архитектурных форм и элементов до плавных линий человеческого тела.
Источником вдохновения для коллекции украшений из полиамида Dance Anatomy послужил современный танец. Автор исследовала физику танца, а именно, возникающие в теле танцующего человека изменения состояния мышц. Эта коллекция получила Platinum A'design Award в 2020 году в категории Jewelry Design. Дизайнер выбрала полиамид за возможность делать сложные формы. Объекты состоят из тонких трубок. В металле изделие было бы очень хрупким и ломким, полиамид обеспечивает гибкость и необходимую прочность. Даже при падении изделия не ломаются. Украшения достаточно объемны, и выбор материала был в том числе обусловлен необходимостью облегчить изделия. Кроме того, полиамид можно легко окрашивать в разные цвета и использовать градиенты.
Катя Рабей
Бывший филолог и один из кураторов выставки украшений о гендерных стереотипах «9 марта» Катя Рабей творит в стиле contemporary. Она училась ювелирном искусству в Израиле, в колледже Шенкар, где, помимо классических дисциплин вроде эмали и закрепки камней, студентов учат и обрабатывать дерево, и лить пластик, и подключать диоды и другим интересным вещам. «Я люблю работать с драгоценными металлами, но мне их недостаточно – иногда это связано с ценой, иногда с тяжестью изделия, но в большинстве случаев – с цветом», — говорит Катя. — «Обожаю делать большие и яркие вещи, а главный способ ювелирного «окрашивания» металла – эмаль – слишком дорогостоящий, мучительный и непредсказуемый. Поэтому последние несколько лет я предпочитаю использовать пластик, когда мне нужно добиться «вырви-глаз» эффекта».
Серьги и кулон из пластика «Cunt» — классический пример reclaiming, когда ты начинаешь с гордостью употреблять по отношению к себе некий термин, которым прежде тебя унижали и обижали, лишая обидчика силы путем присваивания.
Пару лет назад Катя получила предложение сделать украшение для выставки в Иерусалимском музее исламского искусства. В этом музее довольно обширная коллекция традиционных украшений, от йеменских свадебных до бедуинских. Куратор, доктор наук Ирис Фишофф решила сделать выставку, где современные ювелиры показали бы свои вариации на тему украшений ислама. Катя выбрала традиционные ритуальные сосуды и сделала свою интерпретацию в форме двух колец-сосудов. В традиции эти сосуды очень богато украшены эмалью, филигранью, а внутри заключено некое сакральное содержимое. Катя решила показать момент, когда это содержимое, устав жить в своей нарядной темнице, наконец вырывается наружу, как джинн из бутылки. Сами сосуды и шинки колец она сделала из простого серебра, но для содержимого требовался цвет для создания контраста – поэтому Катя отлила их из пластика ярких оттенков.