Стрит-арт как символ борьбы человека за городское пространство
Недавно Design Mate и «Британка» провели открытое интервью с директором по развитию Музея стрит-арта в Санкт-Петербурге Татьяной Пинчук и техническим директором Музея, куратором ряда внешних проектов и арт-резиденции Александром Мущенко. Ребята рассказали, чем уличное искусство отличается от искусства на улице, как стрит-арт возвращает город жителям и почему нелегальный арт качественнее легального.
Александр Мущенко Причины зарождения уличного искусства связаны с противопоставлением галерейным и культурным институциям в виде музеев и с революционными событиями, в частности, с революцией 1917-го года. Когда мы говорим об уличном искусстве, важно понимать, что изначально это протест, выход художников в город.
Александр Мущенко Когда во всем мире накопилась усталость от гнета галерей, художники начали задумываться о необходимости обращения к городским пространствам, прежде всего, в контексте приближения своих проектов к зрителям. Стоит отметить российский феномен, связанный с К. Малевичем, с А. Родченко – с людьми, которые стояли у истоков российского авангарда. Многие слышали о «Декрете о демократизации искусств», написанного В. Маяковским и его товарищами. Он гласил, что объекты художников должны раскрасить борта троллейбусов, трамваев; стихами нужно покрыть фасады домов.
Стрит-арт, художник – Никита Номерз
Стрит-арт, художник – Никита Номерз
Стрит-арт, художник – Никита Номерз
Стрит-арт, художник – Никита Номерз
Татьяна Пинчук Искусство изначально было элитарным направлением. В том числе из-за социалистических взглядов и пропаганды художники созрели до того, что искусство было более доступным, свободным. Чтобы оно было понятно большему кругу зрителей. Поэтому, взяв краски и кисти, они вышли на улицы, чтобы разрисовать все вплоть до одежды горожан.
Александр Мущенко Каждому нужно для себя определиться, что такое стрит-арт. В широком понимании это любая творческая деятельность, помещенная в городскую среду. Но по мнению многих исследователей, нужно отличать искусство на улице от уличного искусства. Уличное искусство обретает актуальность, находясь на улице. Оно взаимодействует с городским пространством, со зрителями, с временем, в которое оно выполнено. Это самая важная часть.
Александр Мущенко Когда появляется большой объем производимого продукта, появляется необходимость в институциональных организациях – в музеях, галереях, которые регулируют общий поток. Нужно уметь из всего этого объема вычленять действительно важное и ценное, то, что помогает нам смотреть на город другими глазами.
Татьяна Пинчук В наших погодных условиях художники не всегда могут работать на улицах. Поэтому в холодное время года художники работают в мастерских и делают там холсты, графику. Уличные художники делают мерч. Это тоже путь коммерциализации, заработка.
Стрит-арт, художник – Тимофей Радя
Стрит-арт, художник – Тимофей Радя
Стрит-арт, художник – Тимофей Радя
Стрит-арт, художник – Тимофей Радя
Александр Мущенко Английский исследователь, антрополог Рафаэль Шактер, серьезно изучающий феномен уличного искусства, считает, что в 2008-м году уличное искусство как таковое исчезло. То, что мы сейчас видим, это «интермурализм». Он ввел такой термин. Это некий слой краски, который находится в вакууме между фасадом и городской средой. То есть это что-то не имеющее отношение ни к чему. Что-то подвешенное в воздухе. Как раз с этим он связывает то, что художники начали популяризировать себя в социальных сетях, случился феномен Бэнкси, тиражирование – художники начали уходить от контекста города.
Александр Мущенко Раньше были ребята-энтузиасты, которые выбрали полем своих интересов город и его среду. В определенный момент они начали понимать, что их проекты делают их суперзвездами. И это повлекло наплыв большого количества артистов. Сейчас происходит естественный процесс: популярность художников приходит в равновесие с оценкой стоимости их работ. Уличное искусство проблематично продавать, поэтому сейчас все уходят в галереи, участвуют в биеннале, пытаясь монетизироваться. Для нас как для жителей города это не очень хорошо, потому что в итоге мы лишаемся большого объема возможных интересных проектов, связанных с городом.
Александр Мущенко На мой взгляд, это подарок, когда ты идешь и видишь какие-то небольшие произведения. Речь не о гигантских муралах, которые дают тебе пощёчину. Это какие-то тонкие вещи, которые другой человек и не увидел бы. Они позволяют на секунду проснуться, выйти из состояния постоянного анабиоза, из ритма города. Такая романтическая миссия уличных художников.
Стрит-арт, художник – Паша Бумажный
Стрит-арт, художник – Паша Бумажный
Стрит-арт, художник – Паша Бумажный
Стрит-арт, художник – Паша Бумажный
Александр Мущенко Многие художники не называют своих имен, чтобы сохранить безопасность. Когда ты выступаешь инкогнито, у тебя больше внутренней свободы. Когда ты открыто заявляешь настоящее имя, лишаешь себя попытки сделать что-то грандиозное, вызов. Некоторые поэтому же скрывают свои лица.
Александр Мущенко В Европе опасно рисовать из-за гигантских штрафов. У нас опасность связана с тем, как отреагируют прохожие. В Европе ты знаешь, что прохожий вряд ли подойдет и начнет бить тебя дубиной. Когда ты что-то делаешь в России, нужно всегда быть в состоянии боевой готовности.
Александр Мущенко Легальность не является критерием для уличного искусства. Объект может быть очень хорош и качественно сделан легально. Нелегальность – классный фильтр, который отсекает тех, кому лучше ничего не делать в городе. Когда ты рисуешь нелегально, должны быть какие-то мотивы: проснуться ночью, взять баллончик, поехать что-то делать. Когда человек соглашается на нелегальность, это уже легитимизирует его поступки в городе. Те риски, которые он несет, зачастую гораздо выше ущерба, который он наносит. Нелегальность придает +1000500 очков качеству произведения.
Татьяна Пинчук Наиболее активные города с точки зрения стрит-арта: Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург.
Александр Мущенко Если мы хотим искусства на улицах, нам нужно быть готовым к разным его проявлениям. Нелегальным, экстремистским. Если нам это нравится, и мы хотим наращивать это в рамках города, то мы должны быть готовы к тому, что будет какой-то процент работ нехорошего качества.
Стрит-арт, художник – Миша Мост
Стрит-арт, художник – Миша Мост
Александр Мущенко Чем больше погружаешься в какую-либо из сфер, тем более придирчивым и избирательным становишься. Мне сейчас в уличном искусстве интересны проекты, которые ближе к Contemporary Art. Когда серьезные художники, которые разбираются в контексте, в современном искусстве, задумываются о развитии, делают эксперименты, за которыми есть смысл наблюдать. Мне интересны вещи, которые позволяют расти над собой. Раньше казалось, что стрит-арт – это искусство для масс, что он приводит людей в современное искусство, в более глубокий контекст. На самом деле, это часто не так. Стрит-арт остается стрит-артом в декоративном ключе и выполняет функцию поп-корна для зрителя. Он не мотивирует тебя получить новые знания, разобраться в чем-то, почитать. Он часто простой, непритязательный. Будет здорово, если стрит-арт начнет больше работать на просвещение, заставлять людей двигаться вперед, смотреть на город под другим углом, под другим ракурсом.
Александр Мущенко Хочется больше стрит-арт проектов, которые позволяют изменить отношение к городу. Когда в городах-муравейниках мы живем по бесконечным правилам: туда не ходи-там не поворачивай – все прописано, тогда стрит-арт становится символом борьбы человека за городское пространство. Не мы для города, а город для нас. Важно нам всем помнить о том, что город, он наш, а не мы его.
Книги, которые советуют почитать кураторы и создатели Музея стрит-арта:
Зин «Монолог с государством»
Игорь Поносов «Искусство и город: Уличное искусство, активизм, граффити»
Igor Ponosov «Russian Urban Art: History and Conflicts».
На обложке – проект арт-группы ZUKCLUB.