Профессор Микико Исикава: «Парк по-японски это “сад для людей”»
15-16 октября в парке «Зарядье» прошла вторая международная конференция «ПаркЛаб». В этом году она была посвящена японскому подходу к парковому делу. В числе спикеров оказалась профессор Микико Исикава — автор экологическо-урбанистической концепции «The Green and The Water Corridor Plan» для города Камигахара, председатель комитета по реконструкции Японии после Великого восточного землетрясения 2011 года. Она провела открытую лекцию «Зеленая инфраструктура Токио: парки как главный потенциал мегаполиса», а мы записали ее главные тезисы.
Как ландшафтный архитектор, я много чего видела в мире и могу сказать, что вы можете гордиться «Зарядьем» (лекция проходила на территории парка «Зарядье» — прим. ред.). Совсем рядом здесь находится Кремль, и в этом единстве истории и современности — вызов и мощь этого парка.
Без обращения к традициям нельзя делать по-настоящему новаторские вещи. Это две стороны одной медали.
Парки Токио — это концентрация усилий наших предков. У каждого нашего парка есть свои особенности, но самое удивительное, что с 1800 года количество зеленых зон в городе существенно увеличилось — достаточно сравнить старые и современные карты. Обычно бывает наоборот.
Высочайше пожалованный парк Уэно, Токио
Природа всегда находится рядом с нами, мы с ней заодно. Я знаю, что невозможно вернуться в прошлое, во времена до индустриализации, но верю, что мы найдем способ добиться единства природы и человека вновь.
«Зеленое» сердце Токио — Императорский дворец. Он окружен огромным рвом протяженностью 42 км. Ров выстроен под определенным наклоном (вся работа заняла всего полтора года), чтобы вода сама поступала в город. Токио стал крупнейшим городом, потому что в нем было достаточно питьевой воды.
Но кроме того, вода дала городу множество садов. Уже тогда люди, работая с ландшафтами, выражали свое уважение воде.
Начиная с VII века, японские сады были такими утопическими местами, своего рода, моделью идеального мира. Так, в японском саду всегда присутствует вода: пруд как символ океана. В центре пруда есть остров, а там — святилище, в котором можно обрести бессмертие и жить вечно. Конечно, это утопия, но этот мотив сохраняется до сих пор. Таких старых садов особенно много в Киото.
Гинкаку-дзи, Киото
Иногда воду заменяют белым песком — в таких садах раньше практиковали медитацию, размышляли о вечности и старались освободиться от своего «я», как того требует буддизм.
Даже самые, казалось бы, незначительные предметы в японском саду имеют значение.
Я преподаю в университете, но замечаю, что традиционные сады иногда кажутся студентам скучными, но как только они узнают их подробнее, начинают понимать, что к чему, и тогда сад открывается им заново.
В японском языке у нас нет слова «парк». Парк для нас это «сад для людей». Это «для людей» — ключевое в концепции японского сада.
Если изначально японские сады были плоскими, без перепада высот, то с XVI века они становятся «трехмерными».
Сады буквально спасли город во время разрушающего землетрясения Канто — зеленые зоны не дали распространиться пожарам, поэтому, хотя город с его архитектурой был сильно разрушен, большинство садов сохранились.
После Второй мировой войны Токио стал активно развиваться, и мы начали «озеленять» и прибрежные зоны. Нам нужно было создать парки, которые выходили бы прямо на набережные — так появились наши прибрежные сады.
Сад Коисикава Коракуэн, Бункё, Токио
Мы стараемся использовать потенциал дорог и набережных по максимуму.
Как и все крупные города — а Токио сейчас больше Нью-Йорка и даже Лондона, — мы столкнулись с проблемой пробок. Чтобы разгрузить дороги, мы начали строить объездные пути, а вместе с ними — возводить зеленые зоны, где можно было бы не беспокоиться об автомобильном движении. Вместе с тем, мы стремимся сохранить дух старых садов Токио.
Парки — это богатство Токио, они отражают историю и культуру города. И один из вызовов — восстановить духовное значение этого города.
В XXI веке перед нами встал вопрос: какого рода сады мы создаем сегодня? И сейчас мы стремимся к тому, чтобы наши зеленые зоны учитывали различные проблемы, от биоразнообразия видов до изменения климата. Мы должны сделать все, чтобы сохранить Землю — сейчас это главное.
Так, температура в городе повышается каждый год, и наша задача в том, чтобы суметь контролировать ее. Если у нас получится сделать «зеленые коридоры», которые будут идти от океана, мы сможем обеспечить город прохладным ветром.
Если суммировать, основные задачи, которые сейчас перед нами стоят, это:
— развитие каналов и рек, своего рода «зеленых коридоров»,
— восстановление старых городов,
— создание «городских лесов», которые смогут обеспечить биоразнообразие видов,
— восстановление духовного значения Токио.
Отдельный пункт — перенести дорогу, которая сейчас тянется мимо Императорского дворца, разрезая собой огромную зеленую зону. Сейчас рассматривается несколько таких проектов.
Сад императорской виллы Кацура Рикю в Киото
Один из самых красивых садов, на мой взгляд, это сад императорской виллы Кацура Рикю в Киото. В нем объединены разные традиции, сочетание разных стилей, и сколько бы раз я туда ни возвращалась, я все время нахожу там что-то новое. Это таинственный, мистический сад, полный открытий.