Light Talks на Малой Ордынке, 39: история и перспективы российского светового product-дизайна
В Салоне «СВЕТИЛЬНИКИ» на Малой Ордынке, 39 состоялась дискуссия, в рамках которой дизайнер Ольга Подольская, светодизайнер Наталья Маркевич, представитель компании GLASSBURG Евгений Богомазов и креативный директор салона «СВЕТИЛЬНИКИ» Константин Прокопенко обсудили прошлое, настоящее и будущее русского светодизайна. Design Mate традиционно законспектировал доклады спикеров.
Константин Прокопенко: Однажды на 23 февраля Надежда Крупская подарила В. И. Ленину керосиновую лампу, приобретенную в комиссионке. Лампа украсила стол в кремлевском кабинете Владимира Ильича. Позже он заменил плафон и вставил знаменитую лампочку Ильича. Позже по указу Ленина такие светильники были размещены в Библиотеке имени В. И. Ленина и получили всемирную славу.
Константин Прокопенко: С приходом конструктивизма освещение зданий стало строиться иначе. Освещение должно было быть ровным, интенсивным в темное время суток. В это время светильники становятся простыми, с матовым покрытием, наличие декоративных элементов сводится к минимуму.
Наталья Маркевич: Серийное производство и тиражирование света – больший успех, нежели создание светильника-арт-объекта. Одним из первых, кому удалось осуществить этот путь, был архитектор Ричард Келли. Он сформировал основные принципы светодизайна, которые актуальны до сих пор. В 30-40-х годах Келли принимал участие в создании световой среды и арт-объектов.
Наталья Маркевич: Как формировался и развивался русский световой продакт-дизайн? Все началось с люстр, прообразами для которых было церковное кадило.
Наталья Маркевич: Второй важный этап – эпоха ар-деко, когда архитекторы проектировали свет как часть пространства. Пример – светильники в особняке Рябушинского – они часть образа, вписанного в архитектуру. Похожие светильники сейчас восстановлены в усадьбе В. Д. Поленова в Абрамцево.
Наталья Маркевич: Московское метро – каталог комплексного проектирования. Тогда архитекторы отвечали за все, включая конструктив и декорирование. На станции Серпуховской установлены одни из последних произведений советского дизайна – световоды.
Ольга Подольская: Три года назад, занимаясь дизайном интерьеров, я стала создавать предметы. Одна из первых моделей – светильник Smile, получивший награду «A Design Awards». Его длина – 180 см. Конструкция создана для больших объемов: за счет пересечения линий образуются визуальные границы пространства.
Ольга Подольская: Мои предметы делятся на современные и те, что отсылают к эпохе ар-деко. Например, модель Lighter вдохновлена гравировкой зажигалки 1930-го года. Когда смотрите на люстру, создается ощущение, что трубки изогнуты. Это обман зрения, который достигается за счет рассеянных световых толчков.
Ольга Подольская: На данный момент я работаю над коллекцией, вдохновленной архитектурой 40-50 годов. Дизайн этих объектов отсылает к шпилям Сталинских высоток.
Ольга Подольская: Сейчас государство активно поддерживает фэшн-дизайн. Когда предметный дизайн встанет рядом, возможно, в нашей индустрии случится прорыв и появится культура производства и потребления российского промышленного дизайна.
Евгений Богомазов: Три года назад три друга поставили перед собой цель – воссоздать стекольное производство в России. Для этого они искали по всей России мастеров-стеклодувов, технологов, инженеров. Так появилась компания Glassburg.
Евгений Богомазов: С помощью образов мы создаем атмосферу, историю, сюжет.
Евгений Богомазов: Наш лозунг – «Стекло бесконечно». Это проявляется во всем: в фурнитуре, в цветах, в металле – в дизайне светильников.
Евгений Богомазов: Мы воспринимаем стекло как стихию, которую не хочется останавливать, загонять в определенную форму. Мы даем материалу полет, позволяем ему диктовать форму.