Хенрик Вибсков: «Мы все транслируем какую-то историю»
В Москве, в рамках фестиваля Telling Stories Fest, с открытой лекцией выступил датский дизайнер-авангардист, художник и музыкант Хенрик Вибсков. На примере своих проектов он рассказал о моде как сторителлинге, а мы записали за ним самые интересные идеи и мысли.
Когда мне было десять, брат и сестра подарили мне ударную установку. Я впервые начал заниматься творчеством.
В 17 лет, когда я окончил школу, отец посоветовал мне стать строителем. Я и сам хотел что-то строить, но с работой не сложилось: сначала я подумал, что пропущу понедельник и выйду со вторника, потом решил пойти со следующей недели, а потом решил не ходить вообще.
Потом я получил грант и поехал в творческий лагерь заниматься музыкой. На базе лагеря действовали несколько школ, в том числе школа дизайна. Я попробовал заниматься этим и понял, что дизайн – это огромный простор для творчества.
Бекстейдж с презентации коллекции Henrik Vibskov S / S 2018, посвященной идее сна.
Занимаясь дизайном, я и сам стал выглядеть иначе. Моя одежда была очень оригинальной. Например, я использовал для декора огурцы в вакуумных упаковках. Однажды один преподаватель, увидев меня в таком виде, посоветовал мне поступать в Датскую школу дизайна.
Я собрал портфолио со своими эскизами и придумал для них очень концептуальную дизайнерскую папку. Ее я декорировал огурцами с нанесенным на них текстом, и еще я использовал уксус. Когда работа была закончена, я был очень доволен собой.
Когда мне позвонили из школы, я был уверен, что меня приняли, но оказалось, что они сложили все портфолио друг на друга, и мои огурцы лопнули, перепачкав остальные папки. Это было не очень хорошее начало общения, про меня говорили: «О, это тот самый огуречный парень».
Сдавать экзамены мне все-таки позволили, но я все равно не поступил. Это и к лучшему, потому что вместо Датской школы дизайна я поступил в колледж Сент-Мартинс в Лондоне.
Коллекция Henrik Vibskov S / S 2018, посвященная идее сна.
В качестве выпускного я придумал проект, основанный на своей личной истории. У моей бабушки была ферма, и я хорошо помню, как рос на этой ферме, помогал ухаживать за поросятами. Своему преподавателю я сказал: «Окей, я сделаю что-нибудь про поросят».
Я стал изучать вопрос свиноводства, того, как свиней позиционируют в разных культурах, как к ним относятся представители разных религий. В своей коллекции я объединил культурные, национальные и религиозные аспекты – это был очень концептуальный проект.
Я хотел запустить во время показа настоящего поросенка, но мне не разрешили. Я придумал дать каждой модели большие сумки в виде поросят, и именно этим коллекция больше всего и запомнилась.
Эта история принесла мне популярность. Некоторые издания упоминали меня как «парня, который придумал коллекцию с поросятами», а некоторые утренние шоу начинались с лежащего в студии поросенка.
Для большинства людей я ассоциируюсь модой, но я еще и занимаюсь музыкой. Чередовать сферы деятельности необходимо. Это помогает поддерживать в себе страсть, интерес к тому, чем ты занимаешься.
Коллекция Henrik Vibskov S / S 2017, вдохновленная идеей мясного производства.
Презентация коллекции похожа на военную операцию. Это тысяча различных нитей, которые нужно соединить воедино.
Модные показы часто бывают довольно скучными. Как по мне, не достаточно нарядить модель в белый пиджак, у всего этого должна быть какая-то концепция.
Я готовил 32 шоу для недели моды в Париже, и совсем скоро мне снова предстоит пройти через это. Работать в таком темпе очень тяжело. В итоге оценивать результат твоей работы придет несколько тысяч человек, и большинство из них ни разу не улыбнется.
При подготовке коллекции очень важно вдохновение. Нужно все время задавать себе вопрос: «Почему так, откуда взялась эта линия?». Ответ на него и будет источником вдохновения.
Мы все транслируем какую-то историю.
Коллекция Henrik Vibskov S / S 2017, вдохновленная идеей мясного производства.
Сосед моей студии в Копенгагене – ресторан Noma. Он один из лучших в мире, и их повара все время придумывают что-то невероятное, даже специи привозят из других частей света. Я стал думать об этой несправедливости, когда кто-то голодает, а другие могут позволить себе вот так экспериментировать с едой, и увидел эту параллель и в моде тоже. Я подумал, что могу с помощью моды показать, как можно организовать пищевое производство.
Для шоу я попросил знакомого португальца изготовить десятки макетов салями, а рядом с ними поставил настоящих мясников.
Еще я хотел привнести идею салями в неделю дизайна: люди пробуют мясные ломтики и таким образом активируют другие чувства.