Чарльз Кайзин: «Я все время экспериментирую»
В сентябре на конференции «Архитектор будущего» на «Стрелке» выступил с лекцией Чарльз Кайзин. Прежде чем стать архитектором и дизайнером, Чарльз Кайзин учился в лондонском Королевском колледже искусств у дизайнера Рона Арада, стажировался в бюро Жана Нувеля и в студии скульптора Тони Крэгга. Чарльз Кайзин — автор «сюрреалистически ужинов»: театрализованных банкетов с элементами иммерсивности и хеппенинга. Он проводил из для Центра Помпиду и Rolls-Royce. Мы публикуем краткий конспект лекции дизайнера.
Для меня архитектура – это способ изучить искусство и позаниматься разными дисциплинами, научиться разному. Когда я был студентом, я каждый день исследовал что-то новое, экспериментировал.
Я экспериментирую каждый день. Например, я занимаюсь музыкой: играю на фортепиано и на органе. Для меня орган – это точка пересечения музыки и архитектуры. Представьте себе органную музыку в церкви. Для меня орган – это история про пространственность звуков.
Я работал с Тони Крэггом. Это британский скульптор, который живет в Германии. Мы с ним вместе занимались разными вещами: отливкой материалов, гравюрами, работали с разными материалами, например, с тефлоном, пластиком, бронзой, стеклом, гипсом.
Когда я был студентом, мне было непросто. Я сам платил за свое обучение. Параллельно я работал в банкетном зале пятизвездочного отеля в Дорчестере. Это было очень интересно: я все время наблюдал за тем, как меняется пространство, как украшают столики, а потом за ними ужинают 300-400 человек.
После этого я начал участвовать в конкурсах. Для меня это был намного более эффективный способ получать деньги.
GAME OF LOVE AND CHANCE В МОНТЕ-КАРЛО
Был, например, конкурс на интерьер бара в Брюсселе. Я решил, что если задача — сделать винный бар, можно воспользоваться изображением деревеньки, которую вы видите, когда приезжаете в Шампань во Франции. Мы сделали пиксельную структуру этой картинки, просто увеличив ее до очень большого размера. Затем мы сделали кодовую палитру 46 разных цветов этой картинки. Из этого паттерна мы сделали плитку, которая стала основным элементом декора этого бара.
Потом я выиграл конкурс центра Помпиду в Париже. Конкурс был приурочен к 30-летнему юбилею этой замечательной институции. Я подумал, что нужно сделать что-то отличное от того, что делал Ренцо Пиано. В свое время его проект был крайне инновационным, но я решил, что нужно поработать со вкусом и создать объект, который можно съесть.
Я исследовал разные аспекты вкуса. Я начал изучать, как мы воспринимаем сладость, горечь, кислоту на нашем языке, и создал особую форму. Затем благодаря бельгийскому мастеру Пьеру Марколини мы сделали 10 тыс. шоколадок к юбилею центра Помпиду. С тех пор мы делаем такие шоколадные проекты почти каждый год.
У каждого действия есть несколько аспектов. С одной стороны, есть функциональный аспект, с другой стороны, – аспект удовольствия, с третьей стороны, – самоидентификация и индивидуальность. Чем лучше вы совмещаете эти аспекты, тем более насыщенным будет ваш жизненный опыт.
Когда мы пытаемся рационализировать все, что мы делаем, мы пытаемся обрести стабильность.
Чем больше вы используете все пять чувств, тем более сильным воспоминанием для вас будет этот опыт впоследствии.
УЖИН ДЛЯ ROLLS-ROYCE В ЛОНДОНЕ
Для меня игра — это очень важный момент. Например, когда вы наблюдаете за играющими детьми, вы словно отделяетесь от текущей реальности и перемещаетесь в другую. Вы не знаете исход этой игры. При этом, игра не продуктивна. Вы можете играть час, а исход будет никакой.
В то же время, каждый раз когда мы играем, мы во что-то верим, проявляем нашу страсть, характер и все те эмоции, о которых я говорил чуть ранее.
Когда мы решили делать сюрреалистические ужины, мы решили, что приглашение должно быть особенным. Так мы стали рассылать гостям объекты, которые они могли бы коллекционировать. Кроме того, мы придумали дресс-код – так люди могли стать частью проекта.
Мы делали один из наших сюрреалистических ужинов на станции метро. На это ушло очень много времени и труда. Полгода мы говорили с различными чиновниками, договаривались о разрешении, занимались мерами безопасности и освещением. Мы даже сделали отдельные эвакуационные выходы.
На таких ужинах мы стараемся уделить особое внимание сценографии. У нас работают по одному официанту на каждых двух гостей. То есть, если у нас 200 гостей, у нас 100 официантов. Это такой балет, хореография официантов. Каждый раз мы придумываем для наших официантов особенные костюмы.
Мы также включаем неожиданные активности, представления в антракте. Например, у нас была бельгийская национальная команда по синхронному плаванию, танцующая в бассейне во время ужина, который был три месяца назад.
JULES VERNE В БРЮССЕЛЕ
Мы стараемся придумать что-то действительно сильное, что-то, что люди смогут воспринимать на основании всех своих пяти чувств.
Воспоминания, которые остаются с людьми, не заканчиваются только на пережитом опыте. Важны воспоминания, которые остаются с нами. Начиная с 2010 года, мы организовали 45 сюрреалистических ужинов в 25 городах для разных лакшери-брендов. Все это было в 15 странах.
У каждого человека есть пять органов чувств. Мы стараемся их стимулировать от самого начала до самого конца. Начиная от звука, заканчивая обонянием, ощущением пространства. У нас обычно есть список из 300 пунктов, которыми мы занимаемся.
Главное — это ингредиенты. Бывает, берешь простые ингредиенты, но так их готовишь, что получается очень вкусно. Для меня это просто. Вот эта простота меня завораживает. Мне нравится смешивать разные вкусы: например, помидоры с манго и сычуаньским перцем.
Любому человеку очень важно иметь много референсов в голове, много отсылок. Надо читать и про моду, и про архитектуру, про продуктовый дизайн. Слушайте лекции, читайте литературу, изучайте историю, слушайте оперу – все, до чего дотянетесь.
Для меня синергия очень важна.
Конференция «Архитектор Будущего» была инициирована организацией ДОМ.РФ и Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» при поддержке Минстроя России.