Паттерны Уильяма Морриса в продуктах современного дизайна
Уильям Моррис был английским эрудитом, романистом, переводчиком и социалистическим деятелем, но прославился в первую очередь как неофициальный лидер Движения искусств и ремесел. Движение выступало за возрождение британских традиций в области текстильного искусства и методов его производства. Будучи настоящим ремесленником, Моррис был не в восторге от промышленной революции. Главным для него было возрождение традиционных методов производства, будь то ручное ткачество ковров или кропотливая печать книг. Только такие вещи, в этом Моррис был уверен, могут пройти испытание временем.
Сегодня, в мире массового производства и информационной перегрузки, мир викторианских ремесел Морриса – это олицетворение всех аналоговых вещей, которые требуют созерцания и неспешности и вступают в противоречие с современными темпом и образом жизни. Возможно, именно поэтому викторианский ремесленник оказывает столь значительное влияние на современную моду: мы видим сложносочиненные паттерны поэта, писателя, художника, производителя мебели, дизайнера по текстилю и, наконец, ремесленника, Морриса повсюду. Причем, дизайнеры обращаются не только к узорам мастера, но и к тем принципам, которые он пропагандировал.
Так, выпускница школы архитектуры в Бартлетте Джоанн Чен представила в качестве выпускного проекта дизайн ткацкой фабрики, который она спроектировала, основываясь на социалистических идеалах Морриса, сформулированных им в конце XIX века. Пространства завода должны быть разделены на рабочую зону, зону отдыха и учебные классы, украшены витражами и расписными обоями. Рядом должен разместиться живописный сад и пруд с лилиями.
Несмотря на всю красоту фабрики, ее актуальность поддается сомнению. Хотя ручное производство, кажется, снова входит в моду, большинство дизайнеров не спешат отказываться от массового. Это, впрочем, не мешает им цитировать некогда нарисованные вручную растительные паттерны Морриса, которые, очевидно, едва ли могли возникнуть в век технологий. Мы собрали несколько интересных примеров такого цитирования, как буквального, так и «по мотивам».
Шелковые платья, Джо Ричард
Джо Ричарда называют восходящей звездой и даже эдаким «умницей» моды — он прошел стажировку у Alexander McQueen, Burberry Prorsum, Lanvin, Dior, и к любой задаче подходит максимально серьезно. Работая над своей коллекций весна/ лето 2016, фешн-дизайнер не просто вдохновлялся паттернами Морриса, но буквально не вылезал из архивов мастерских Morris &Co, перебирая свыше тысячи хрупких бумажных образцов узора. Приглашения для своего шоу, также украшенные паттернами Морриса, он делал с помощью трафаретной печати – дизайнеру хотелось добавить элемент ручной работы.
Анимированные обои, Кристофер Пирсон
Идея привнесения красоты и гармонии природы в жилую среду человека, так вдохновлявшая Морриса, получила свежую интерпретацию в работе Кристофера Пирсона (проект «Взгляни на свои стены»). Дизайнер взял за основу знаменитый рисунок Морриса «Ветви ивы» (1887), а затем, с помощью технологий компьютерной анимации и видео-проекции, создал из него цифровые обои. Рисунок в них плавно изменяется прямо на поверхности стены, наполняя традиционный сюжет динамикой и развитием.
Зонт, Fulton
Рисунок Strawberry Thief — «Клубничный воришка» — был создан Уильямом Моррисом в 1883 году. Именно этот принт был первым нанесен на ткань методом вытравной печати на новой фабрике в Мертоне, куда Моррис перевел свою компанию Morris & Co парой лет раньше. Известный британский производитель Fulton, который гордится тем, что сама королева спасается от дождя под его зонтами, уже в наши дни выпустил коллекцию с историческими цветочными рисунками Morris & Co, в том числе знаменитым Strawberry Thief.
Керамика, Moorcroft
Британская дизайн-студия художественной керамики Moorcroft основана не намного позже появления рисунка Strawberry Thief — в 1897 году. При создании своей посуды они также используют животные и растительные мотивы, взятые из природы. Чаще всего это оригинальные узоры и паттерны, однако была у Moorcroft также попытка перенести на вазу и декоративные тарелки придуманного Моррисом «Похитителя клубники», правда, в собственной интерпретации.
Кофейный столик, Лиам Хопкинс и Ричард Свини
Несмотря на то, что этот кофейный столик едва ли появился бы на свет, не будь его создатели продолжателями традиций Морриса, он все же представляет собой не переработку паттернов известного ремесленника, а лишь следование его заветам. Основатель молодой манчестерской студии «Лазериан» Лиам Хопкинс азартно изучает геометрию и формы природы, но использует их по-своему. Сначала он проектирует объемные конструкции из модульных элементов, а затем – с помощью технологии лазерной резки и ручной сборки – производит легкие и ажурные предметы мебели и интерьера из дерева и картона.