New Material Award: как дизайнеры придумывают новые материалы
Материалы — инструмент, способный перевернуть историю дизайна. Так было с мебелью из стальных трубок Ле Корбюзье и пластиковым стулом Вернера Пантона. Сегодня исследования в области материала играют решающую роль: дизайнеры всего мира озабочены способами минимизации ресурсов и поисками адекватных аналогов пластику. Чтобы поддержать эти инициативы, десять лет назад три нидерландские институции — Stichting DOEN, Fonds Kwadraat и Het Nieuwe Instituutut — объединились для основания премии в области новых материалов, New Material Award. Она начиналась как ежегодная, но сейчас проходит раз в два года, и в следующем году состоится уже в восьмой раз.
В этом материале рассказываем о главных принципах премии и самых значимых проектах конкурсантов — по ним можно отследить, как развивается работа над новыми материалами в мире.
Биопластик на основе водорослей
2018
Водоросли Lab Luma — проект студии Klarenbeek & Dros, реализованный в сотрудничестве с ателье Luma (Luma Arles). Вместе с командой ученых дизайнеры Эрик Кларенбек и Мартье Дрос вырастили и подробно изучили микроорганизмы, из которых можно создать материал, не уступающий по своим свойствам пластмассе. Его можно использовать в промышленном масштабе — например, для литья под давлением. Этот технологический процесс используется для переработки пластмасс, цветных металлов и других материалов путем впрыска их расплава под давлением в пресс-форму с последующим охлаждением.
Напечатанная на 3D-принтере керамика
2016
На волне популярности 3D-печати дизайнер Оливье ван Герпт решил использовать в качестве исходника необычный материал — глину. Он создал 3D-принтер, который позволяет печатать керамические изделия. Глина — капризный материал, и элемент случайности тоже играет в этом проекте не последнюю роль. Формально дизайнеру удалось создать традиционный продукт, но по последнему слову техники. 3D-принтер ван Герпта печатает объект размером до 80 см за три часа.
Белье от недержания для пожилых
2014
Для своего дипломного проекта в Эйндховенской академии дизайна Юлиа ван Зантен придумала моющееся белье от недержания, которое обеспечивает ощущение сухости, и в то же время является экологически чистым и отвечающим принципам «устойчивого» дизайна. Прототип был сделан из специальных впитывающих волокон OASIS. Проект должен решить важную проблему: сегодня 200 миллионов человек, примерно каждая четвертая женщина и каждый восьмой мужчина, в той или иной степени страдают от недержания, и хотя для них есть специальные подгузники, но, они, во-первых, очень вредят экологии (сроки разложения одноразовых подгузников — от 250 до 500 лет), а во-вторых, не эстетичны.
Система для накапливания энергии
2012
Дизайнер Марьян ван Аубел придумала систему, с помощью которой посуда может накапливать солнечную энергию, которую затем можно будет использовать в быту. Пьете ли вы из стакана или завтракаете из миски — они все время накапливают энергию. Затем посуда размещается на электросхемах в специальном шкафу, который работает как генератор. Накопленная объектами энергия передается в шкаф, и потом может быть использована — например, чтобы зарядить смартфон или зажечь светильник.
Текстиль с необычным окрашиванием
2011
Текстильная коллекция — скатерть, кухонные полотенца и коврик — проект дизайнеров Мартена Колка и Гуса Кюстерса. Для окраски ткани они используют цифровую печать. Этот метод позволяет наносить цвет очень целенаправленным образом, он более экономный по сравнению с обычной ротационной печатью. Для печати на ткани дизайнеры использовали фотоматериал из воды, а еще — сине-черные «отработанные» чернила, которые остаются в принтере. Текстильная промышленность — один из крупнейших загрязнителей воды в мире, и проект Waterloop — попытка хоть как-то улучшить это положение.
Текстиль из отходов производства
2010
Клауди Йонгстра — голландская художница, которая работает с шерстью мериноса, сырым шелком и растительными красителями, цветами и травами. Все, от производства сырья до окончательного дизайна своих гобеленов, она делает сама, вручную. У Клауди есть собственное стадо черноголовых овец, породы, которая скоро может исчезнуть. А еще у нее — четыре поля растений, которые она использует для покраски. Свои полотна она собирает из остатков шерсти и шелка, а признание жюри художница заслужила, потому что смогла наладить практически безотходное производство.
Стул из текстиля
2009
Над разработкой этого стула нидерландский дизайнер Крис Кабель работал вместе с Лабораторией материалов при факультете аэрокосмического машиностроения в Делфтском техническом университете и производителем композитов Lankhorst Indutech в Снеке. Они использовали ткань из 100% полипропилена (РР), внутренняя часть которой плавилась при 180 °С, а внешняя — при 130 ° С. Когда снаружи ткань начинала «таять», волокна внутри фиксировались. В результате получился прочный материал, пригодный для вторичной переработки. В обычном состоянии (без нагрева) эту ткань можно сшивать, например, в форме стула. Дизайнер так и сделал, а затем заполнил форму песком. После «запекания» волокна приняли нужную форму, песок высыпался через специальное отверстие, и получился сверхлегкий, но очень прочный стул.
Отвечает ли новый материал принципам «устойчивого дизайна»? Учитываются ли эти принципы на протяжении всего жизненного цикла проекта? Насколько идея осуществима и отвечает ли она потребности общества? Все эти вопросы участники задают себе прежде, чем отправить проект на конкурс. Раз в два года жюри конкурса выбирает двух финалистов, который представляют свои работы на Salone del Mobile в Милане. Награду в 15 000 EUR дают за готовый проект, 5 000 EUR — за хорошо продуманную идею. Стоимость участия составляет 50 EUR. Следующий этап конкурса пройдет в 2020 году.