«Новые русские»: о национальных мотивах в коллекциях российских дизайнеров
В эпоху всеобщей глобализации идея вернуться к истокам кажется не такой уж плохой. Представители мира дизайна ловят волну и остроумно снабжают свои коллекции отсылками к национальной культуре, традициям, менталитету. Неважно, говорим мы об одежде, интерьере, аксессуарах или декоре — вдохновлённые креаторы всегда найдут место для частички русской (украинской, казахской или вставьте свой вариант) души в творчестве бренда.
Рома Уваров fashion-дизайнер, основатель бренда Roma Uvarov Design
Благодаря победе в конкурсе «Новые имена в моде-2018» молодой дизайнер из Майкопа Рома Уваров сначала попал на московскую Неделю моды, затем на подиум Mercedes-Benz Fashion Day в Санкт-Петербурге. Сегодня его имя известно многим — погружённым в fashion-контекст современной России. Дизайнер, «сделавший себя сам», — Рома не боится добавлять аутентичности в свои работы: это и отсылки к советской ментальности, и налёт сюрреализма, и ирония над столичным пафосом. Из коллекции 2018 года «Болотный гламур» поклонники наверняка вспомнят толстовки с хлёсткой надписью «Толеранс из нот фор Раша», декоративные элементы колосьев и референсы к Водяному — главному герою мультфильма «Летучий корабль», ставшего легендой поколения. Коллекция наделала много шума, а дизайнер, похоже, и не думает останавливаться на достигнутом. В сезоне весна-лето 2020 Рома Уваров решил обратиться к подпитанному этнической традицией образу жизни цыган — инсайтом (а заодно и источником названия коллекции) послужила знаменитая картина «Время цыган» Эмира Кустурицы. В декоре одежды дизайнер использовал настоящий антиквариат: старинные монеты, детали советских хрустальных люстр и даже потрепанные гадальные карты. Вольный характер луков читается и в характерных для цыганского образа стилистических приёмах, таких как мелкая клетка, объёмные рисунки и техники пэчворка.
Ольга Солдатова художник, дизайнер, архитектор
Окончив факультет градостроительства МАрхИ, Ольга Солдатова решила посвятить себя художественной практике, в широком смысле: сегодня она и художник, и модельер, и архитектор (последнее — преимущественно по образованию и сформировавшемуся взгляду на мир). Как-то в Париже Ольгу назвали Creatrice Russe — определение справедливое, ведь дизайнер (используем этот термин, чтобы избежать путаницы) просто любит создавать: мозаичное панно в эстетике советского реализма, аксессуары — броши, подвески — в форме знаменитой красной звезды и даже работы для музеев. Восхищение авиационной тематикой и трепетное отношение к «Большому стилю» СССР стали основой для формирования авангардного языка художницы. Мозаичные полотна Ольги можно увидеть и в стенах культурных институций: ее персональные выставки проходили в Государственном музее архитектуры имени Щусева, музее АРТ4, Музее Москвы, лондонской галерее современного искусства SAAS.
Диана Балашова дизайнер интерьеров
Диана Балашова работает в сфере дизайна интерьеров уже более 15 лет: инстаграм-аккаунт «мамочки российских дизайнеров» (согласно определению в профиле) сравнится по полярности со страницами звёзд более светских профессий. Однако не все поклонники знают, что начинала свой путь Диана как художник по декорациям, некоторое время проектировала кухни, пока однажды не получила свой первый заказ на дизайн интерьера квартиры в районе Гольяново. Творчество Дианы Балашовой будет скромно назвать смелым: порой дизайнер предлагает комбинации стилей и цветовые решения, немыслимые для существования в одном пространстве. Впрочем, это только на первый и довольно консервативный взгляд — изучая ее интерьерные композиции, сквозь эксцентрику и пышность возможно разглядеть авторский почерк и неутолимую страсть к экспериментам. Дизайнер не боится исследовать новые плоскости: так, в сотрудничестве с Гжельским фарфоровым заводом она создала коллекцию «Астрахань», посвящённую русскому народному промыслу. По приглашению завода, Диана Балашова придумала дизайн блюд с декоративными элементами в виде осетров — традиционно присутствующих на крышечках икорниц. Результат коллаборации современного дизайна и фарфорового производства вышел не слишком острым (Диана не решилась предложить заводу категорические решения) — зато налицо гармоничная, сохраняющая свежесть коллекция, напоминающая о том, что народные промыслы — это бесконечный источник идей для творчества.
Юлдус Бахтиозина арт-фотограф, fashion-фотограф
Арт-фотограф Юлдус Бахтиозина идентифицирует себя как «дитя перестройки»: из беспокойной и переменчивой эпохи 90-х Юлдус вынесла стойкость духа, научилась быть свободной и открытой неизведанному. Мультинациональный состав семьи девушки (папа — татарин, сводная сестра — еврейка, у мамы есть украинские корни) только способствовал формированию ее космополитичного, пропитанного иронией по отношению к стереотипам творческого подхода. В 2014 году Юлдус Бахтиозина стала первым в истории TED-конференций русскоговорящим спикером (выступление посвящёно ее проекту «Отчаянные Романтики»), а два года спустя журнал Vogue Italia присудил Юлдус звание лучшего молодого fashion-фотографа на фестивале PhotoVogue. В своих работах Юлдус Бахтиозина стремится показать молодое поколение россиян: каждого человека — с его собственной историей, которая, впрочем, немыслима вне связи с культурными кодами, архетипическими и мифологическими образами, которыми наполнена славянская ментальность. Фотограф вплетает эти отсылки в портреты моделей и тем самым разрабатывает новый визуальный язык — метафоричный, зачарованный и, конечно, не лишенный доли юмора. В любой фотографии Юлдус чувствуется тонкий пиетет перед русской природой, сказками, народной символикой, но за счёт иронии перекоса в эту сторону не наблюдается.
Ирина и Ольга Сундуковы основательницы студии Sundukovy Sisters, дизайнеры, архитекторы
16 лет назад сестры-близнецы Ольга и Ирина Сундуковы открыли собственную студию дизайна, которую назвали … в честь себя. В истории бренда Sundukovy Sisters привлекательно все: и масштаб, до которого развилась студия (сегодня в команде около 70 сотрудников), и внушительное портфолио международных проектов, и, конечно, сама философия компании. Фамилия «Сундуковы» звучит очень по-русски, да ещё у руля две девушки-красавицы (одинаковые с лица) … На самом деле, то, что студия предлагает своим клиентам, трудно загнать в рамки определённого направления, тем более, что клиенты Sundukovy Sisters самые разные: рестораны, бары, апартаменты, офисы, отели. Одно можно сказать с уверенностью — творческие решения «сестёр» всегда яркие — при этом им неизменно сопутствует лаконичность. Удивительно, как при географии проектов от Москвы до Нью-Йорка и физической необходимости работы в разных стилистиках, дизайнерам удаётся сохранить самоидентификацию? По словам Ольги и Ирины, русский (или, в частности, московский) стиль в работах студии читается не через наборы клише, а благодаря зашифрованным в интерьере характеристикам, столь присущим нашей культуре, — самоиронии и разобщённости. Впрочем, для некоторых проектов Sundukovy Sisters используют и прямые отсылки: например, в ресторане Fresh на Патриарших стены разрисованы под ягоды клубники — им же вторят узоры подушек, лежащие на диванах для гостей, а концепция одного из отелей сети Mercure Accor — сплошная аллюзия на тему русской народной сказки «Жар-птица».