
Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х
Издательство «Кучково поле Музеон» и Музей Москвы выпустили книгу «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». В ней искусствоведы Ксения Гусева и Надежда Плунгян исследуют, как менялся образ горожанки в искусстве первых послереволюционных десятилетий. Авторы раскрывают центральную тему работы — союз искусства и раннесоветской промышленности — через два ключевых женских образа.
Книга «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» создана на основе одноименной выставки, которая прошла в Музее Москвы в 2024 году. Проект объединил около тысячи редких произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из более чем 30 российских музеев и частных коллекций. Центральной темой исследования Ксении Гусевой и Надежды Плунгян стала трансформация образа жительницы столицы в первые десятилетия советской власти. Авторы раскрывают этот процесс через анализ разных социальных ролей и творчества выдающихся художниц начала XX века. Хотя в названии проекта фигурирует Москва, работа также велась и за пределами столицы.
Союз искусства и раннесоветской промышленности воплощен в книге в диалоге двух женских образов. Первый — работница-текстильщица, революционерка и активистка, которая стала главной героиней картин и плакатов 1920-1930-х годов. Второй — московская художница, чья жизнь оказалась связана с текстильным производством или первыми шагами советской моды: например, педагог ВХУТЕМАСа Людмила Маяковская, конструктивистка Варвара Степанова, московская парижанка Александра Кольцова-Бычкова, скульптор Вера Мухина и другие. Эти два женских типажа показаны в книге не только как часть истории Москвы, но и как главные фигуры живописи, скульптуры и монументального искусства 1920-1930-х годов.





Изображения предоставлены пресс-службой Музея Москвы.

