Искусство, которое принадлежит всем: как коллекционировать лэнд-арт
Концептуальное искусство не всегда легко подчиняется законам арт-рынка, направленного на его монетизацию. С живописью, скульптурой, фотографией все понятно, но как коллекционировать перформанс, видеоарт или искусство, существующее в виртуальной реальности? Представить в частной коллекции лэнд-арт еще сложнее. В отличие от большинства других дисциплин, он фактически существует за пределами «мира искусства» — в реальном мире.
«Spiral Jetty» (1970), Роберт Смитсон
Первые лэнд-артисты, Роберт Смитсон, Майкл Хейзер или Нэнси Холт, которые придумывали в конце 1960-х — начале 1970-х годов свои ленд-арт-инсталляции, делали это, не ориентируясь на арт-рынок. Например, «Spiral Jetty» (1970) Смитсона — выложенная на поверхности соляного озера в Юте спиральная дамба — никогда не предназначалась для музейной или частной коллекции. Как и «Double Negative» (1969) Хейзера — фактически длинная траншея, вырытая на глубине 15 м. И все-таки «Double Negative» сегодня находится в коллекции Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, а «Spiral Jetty» принадлежит Dia Art Foundation. Как такое возможно? Парадокс обладания тем, чем обладать, вроде бы, нельзя обсуждали на недавнем симпозиуме «Collecting the ‘Uncollectible’: Earth and Site-Specific Sculpture» в Нью-Йорке. Вот несколько озвученных спикерами идей и мыслей.
Покровители и меценаты
Первые лэнд-артисты в некотором смысле презирали традиционный арт-рынок, и все-таки их огромные, монументальные скульптуры были невозможны без одной очевидной банальности — денег. Талантливых артистов из 1960-х поддерживали меценаты, в том числе вышеупомянутый Dia Art Foundation. Он, например, сам заказал лэнд-артисту Уолтеру Де Марии проект «Lightning Field» (1977). Это до сих пор один из известнейших проектов в этом жанре. Покровители художников получали взамен возможность посетить объект искусства и, возможно, сделать несколько снимков — никакого обмена физическими предметами не было. И хотя, по большей части, это были филантропы, не заинтересованные в материальной выгоде, они получали и еще кое-что важное, а именно возможность почувствовать себя частью новой истории.
Карикатура Уоррена Миллера (1972): «Как насчет того, чтобы нам с тобой слетать в Юту и посмотреть на некоторые из лэнд-инсталляций, которые я финансировал?»
Фотография вместо объекта
У современных лэнд-артистов есть свое мнение относительно того, как должны экспонироваться их работы. Например, американский скульптор и художник болгарского происхождения Христо придумал (вместе со своей покойной женой Жанной-Клод де Гийебон) поддерживать свои проекты продажей рисунков, коллажей и других исследований, которые сопутствовали работе над инсталляцией. Художница Мишель Стюарт, в свою очередь, сопровождает свой лэнд-арт артефактами с места создания проекта, а также сопутствующими фотографиями.
These Fragments Against Time, 2018, Мишель Стюарт
Художник "Филипп К. Смит III из Калифорнии работает со стеклом. Он, например, строил круг из стеклянных модулей в пустыне (проект «The Circle of Land and Sky» (2017) и обшил стеклянными «досками» старую хижину (проект «Lucid Stead» (2013). Инсталляции были временными, а из использованных стеклянных пластин художник затем сделал настенные скульптуры, доступные для покупки.
«The Circle of Land and Sky» (2017), Филипп К. Смит III
Сегодня найти финансирование на новый проект можно не только у меценатов и коллекционеров, но и у общественности. Так, чтобы построить на окраине Лас-Вегаса свои «Семь волшебных гор», швейцарский художник Уго Рондиноне обратился к Kickstarter. Все, кто пожертвовал на проект $250, получали снимок инсталляции, сделанный известным документалистом Джанфранко Горгони, а те, кто внес $10 000 и более, — персональную экскурсию по лэнд-арт-инсталляции и маленькую скульптуру, среди прочего.
Есть и такие коллекционеры, которые готовы спонсировать создание проекта, выполненного на заказ, например, для своего личного участка. В этом случае они фактически становятся со-участниками творческого процесса, со-авторами лэнд-артиста.
«Seven Magic Mountains» (2017), Уго Рондиноне
Особенности лэнд-арта
Большинству лэнд-артистов приходится сталкиваться со сложностями, недоступными коллегам по цеху. Где найти экскаватор и людей, которые помогут построить объект, как купить или арендовать землю, у кого выяснить, можно ли на ней вообще что-то строить… Все эти вопросы и задачи выходят далеко за пределы области изобразительного искусства.
Еще один нюанс — погодные условия и дикие животные. По сути, никто не знает, как долго инсталляция простоит в своем первоначальном облике, а когда изменится, не понятно, как именно. Впрочем, идея распада, временности лэнд-арт-инсталляций — это тоже по-своему интересно.
«Storm King Wall» (1997-1998), Энди Голдсворти
Важная особенность — расположение лэнд-арта. Как правило, художники выбирают для своих инсталляций места малодоступные, до которых нужно долго добираться. С одной стороны, такое путешествие — это часть опыта, с другой, — это позволяет лэнд-арт-инсталляциям оставаться чем-то глубоко личным и общим одновременно. Они словно начинают в равной степени принадлежать всем тем, кто их видел (или скорее «испытывал»). Грандиозные арт-инсталляции просто не приспособлены для того, чтобы на самом деле принадлежать кому-то одному, но, вместе с тем, они могут принадлежать сразу всем.
На обложке: Lago d'Iseo - WV08 (2016), Христо и Жанна-Клод.