![«Третьи места» и их световой дизайн как драйвер развития городской среды «Третьи места» и их световой дизайн как драйвер развития городской среды](/upload/images/post/post_11736.jpg?1723964347)
«Третьи места» и их световой дизайн как драйвер развития городской среды
В современном урбанистическом контексте теория о «третьем месте» играет важную роль в создании социально активных и культурно насыщенных городских пространств. Они становятся местами встреч, обмена идеями и формирования сообществ, что делает их неотъемлемой частью любой развитой городской среды. О разных типологиях таких локаций, их влиянии на современную урбанистику и светодизайн как их неотъемлемую составляющую Design Mate рассказала Юлия Жаркова, основательница и управляющий партнер бюро светового дизайна «Культура Света».
Юлия Жаркова основательница и управляющий партнер бюро светового дизайна «Культура Света», преподаватель в Архитектурной школе МАРШ
Впервые термин «третье место» ввел американский социолог Рэй Ольденбург в своей книге The Great Good Place. Он описал это понятие как неформальные общественные пространства, способствующие формированию демократического духа и социального равенства. Исторически такие места представляли собой кафе, библиотеки, парки и клубы. Современные третьи места приобрели новые формы и зачастую стали появляться в нестандартных локациях. Эти пространства, изначально предназначенные для неформального общения и взаимодействия, эволюционировали, чтобы лучше соответствовать потребностям сегодняшнего дня. Рассмотрим несколько примеров популярных сегодня «третьих мест» и то, как в этих проектах реализуется световой дизайн.
Севильские грибы (Metropol Parasol) в Севилье, Испания
![«Третьи места» и их световой дизайн как драйвер развития городской среды](/upload/images/post/post_11736_p1.jpg)
Фотография предоставлена Юлией Жарковой
Объект Metropol Parasol, также известный как Севильские грибы, создан немецким архитектором Юргеном Майером. Эта удивительная деревянная структура состоит из шести огромных грибов, покрывающих площадь Ла Энкарнасьон в центре Севильи. Основной материал конструкции — ламинированная древесина, что делает Севильские грибы одной из самых больших деревянных структур в мире.
![«Третьи места» и их световой дизайн как драйвер развития городской среды](/upload/images/post/post_11736_p2.jpg)
Фотография предоставлена Юлией Жарковой
Реализованные здесь архитектурные решения включают смотровую площадку, археологический музей, рынок и ресторан. Благодаря своей многофункциональности Metropol Parasol стал популярным местом встреч, отдыха и культурных мероприятий, привлекающим как местных жителей, так и туристов, и способствуя оживлению городской жизни. Однако световые решения для столь эффектного сооружения оставляют желать лучшего. Кажется, что треть светильников не работает, а часть из работающих горит не тем цветом, что предусмотрен сценарием — сама идея освещения видна, но ее воплощение выглядит рваным и каким-то болезненным. В итоге общее впечатление испорчено. Можно предположить, что в системе управления сбились настройки сценариев; какие-то светильники вышли из строя, и в результате целостность программы управления каждым световым пикселем нарушилась.
Как следствие — целостность вечернего образа этого удивительно красивого объекта тоже нарушена.
![«Третьи места» и их световой дизайн как драйвер развития городской среды](/upload/images/post/post_11736_p3.jpg)
![«Третьи места» и их световой дизайн как драйвер развития городской среды](/upload/images/post/post_11736_p4.jpg)
Светодизайн — ожидание и реальность. Фото: Юлия Жаркова; Pinterest
Правильный свет является не только важным элементом создания атмосферы «третьих мест» — он влияет еще и на эмоции людей, которые посещают их. В данном случае произошло небольшое разочарование.
Магазин «Подписные издания» в Санкт-Петербурге, Россия
Книжный магазин «Подписные издания» на Литейном проспекте является значимым культурным объектом Санкт-Петербурга с 1926 года. После недавней реновации дизайн интерьера сочетает в себе элементы советской эпохи и современного минимализма, сохраняя при этом историческую атмосферу. Магазин превратился в многофункциональное пространство, включающее кафе и организующее литературные вечера, лекции и выставки.
![«Третьи места» и их световой дизайн как драйвер развития городской среды](/upload/images/post/post_11736_p5.jpg)
Фотография предоставлена Юлией Жарковой
Такое обновление превратило «Подписные издания» в центр культурной жизни города, где люди могут не только приобретать книги, но и участвовать в различных мероприятиях, что способствует укреплению культурных и социальных связей. Интересный факт: однажды к нам обратился магазин и попросил создать для них интерактивную инсталляцию, которая отражала бы идейные ценности места. Так появилась знаменитая «Волшебная лампа», которая притягивает внимание гостей и жителей Санкт-Петербурга, предлагая уютно устроится рядом с ней с книжкой или пройти внутрь и очутиться (буквально) в ламповой обстановке на одной из их занимательных встреч с писателями.
Дом культуры «ГЭС-2» в Москве, Россия
![«Третьи места» и их световой дизайн как драйвер развития городской среды](/upload/images/post/post_11736_p6.jpg)
Фото: Archi.ru
Дом культуры «ГЭС-2» в Москве — это яркий пример трансформации индустриального наследия в современное общественное пространство. Расположенное на Болотном острове здание бывшей электростанции, построенное в начале XX века, было реконструировано и переосмыслено по проекту знаменитого архитектора Ренцо Пьяно. Благодаря своему местоположению и дизайну Дом культуры влияет на урбанистику Москвы, способствуя оживлению района, улучшению городской инфраструктуры и созданию новых общественных пространств. Этот проект демонстрирует, как адаптивное повторное использование исторических зданий может внести значительный вклад в развитие городской среды, делая ее более привлекательной и функциональной для жителей и гостей города. Особую роль в ГЭС-2 играет ловкая игра света и тени, которую предусмотрел архитектор, а под тематические и важные мероприятия команда всегда придумывает адаптивные световые сценарии.
Каким должен быть светодизайн «третьих мест»
К созданию освещения нужно подходить так же серьезно, как и к любому другому крупному архитектурному проекту. Важно анализировать контекст места, людей, которые его посещают, их потребности. От активности будут зависеть световые решения. Для сквера, концепт-стора с картинами и книгами идеально подойдет мягкий свет, наподобие «Волшебной лампы». Если же место подразумевает активное времяпрепровождение, то здесь можно не ограничиваться фантазией, как, например, это сделали создатели пространства Superkilen в Дании.
![«Третьи места» и их световой дизайн как драйвер развития городской среды](/upload/images/post/post_11736_p7.jpg)
Фото: ArchDaily
Superkilen — это городское пространство длиной в несколько километров, протянувшееся через один из самых этнически разнообразных и социально неблагополучных районов Копенгагена. Он задуман как гигантская выставка объектов, принадлежащих людям 60 национальностей, населяющих окрестности.
Также освещение в вопросах «третьих мест» — часто история про брендинг и поддержание концепции. Примером такого проекта может стать стена стадиона «Юных пионеров» в ЖК «Царская площадь». Застройщик уделил особое внимание пространству, которое стало открытым для каждого желающего: здесь также есть восстановленные мозаичные панно, исторические фотографии и обилие тренажеров.
![«Третьи места» и их световой дизайн как драйвер развития городской среды](/upload/images/post/post_11736_p8.jpg)
Стадион «Юных пионеров». Фотография предоставлена Юлией Жарковой
Световой дизайн поддерживает обстановку исторического места, акцентируя внимание на его особенностях, и при этом не мешает заниматься спортом или проводить время наедине со своими мыслями.
А еще интересно, что «третье место» часто формируется, если можно так выразиться, с подачи человека. Дизайн и атмосфера пространства настолько притягивают, что люди часто собираются там с друзьями и семьями. Для нас таким проектом стал сквер «Огородная слобода». И пусть он не находится в списке обязательных к посещению мест для гостей столицы, хотя это историческая локация, но, несмотря ни на что, там очень приятно находиться и хочется задержаться. Это отличный пример того, как проект городского пространства начинает жить своей жизнью и меняться.
![«Третьи места» и их световой дизайн как драйвер развития городской среды](/upload/images/post/post_11736_p9.jpg)
Сквер «Огородная слобода». Фотография предоставлена Юлией Жарковой
«Третьи места», будь то выдающиеся архитектурные шедевры или уютные культурные уголки, играют ключевую роль в формировании и оживлении городской среды. Они демонстрируют, как инновационный подход к дизайну и функции может преобразить общественное пространство, наполнив его жизнью и культурной энергией. Эти места становятся центрами притяжения, где люди могут встретиться, обменяться идеями, насладиться искусством и просто провести время в вдохновляющей атмосфере.
Архитектура, работающая в тандеме с урбанистикой, способна создать такие пространства, которые не только украшают город, но и повышают его рентабельность, делая его более привлекательным для жителей и гостей. Особое внимание при этом следует уделять световому дизайну, который помогает подчеркнуть архитектурные особенности и создать неповторимую атмосферу, влияющую на восприятие пространства и комфорт его использования в любое время суток. Таким образом «третьи места» становятся неотъемлемой частью нашей культурной и социальной жизни, воплощая в себе гармонию между прошлым и будущим, между историей и современностью. В каждом городе есть потенциал для создания таких уникальных мест, и именно они делают нашу повседневную жизнь ярче и насыщеннее.
На обложке: пространство Superkilen в Копенгагене. Фото: ArchDaily.