Коллекционный дизайн в интерьерах исторического особняка: Design Miami.Paris глазами Виктора Дембовского
В октябре в Париже во второй раз прошла ярмарка Design Miami.Paris, которая заняла внутренние пространства, двор и сады особняка XVIII века — Hôtel de Maisons в квартале Сен-Жермен-Де-Пре. Здесь международные участники представили лучшие образцы исторического и современного коллекционного дизайна. Своими главными открытиями и яркими впечатлениями по следам ярмарки с Design Mate поделился дизайнер, историк архитектуры и дизайна Виктор Дембовский.
Виктор Дембовский дизайнер, историк архитектуры и дизайна, автор Telegram-канала Design Atlas
В очередной раз Париж подтвердил свой статус мировой столицы дизайна. В пространстве исторического Hôtel de Maisons уже во второй раз прошла крупнейшая международная ярмарка Design Miami.Paris, которая вместе с Art Basel привлекла в столицу Франции крупнейших коллекционеров. Свое видение коллекционного дизайна в интерьерах бывшей резиденции Карла Лагерфельда представили 24 галереи. Наравне с предметами культового дизайна XX века здесь можно было увидеть работы современных авторов, которые заняли свое заслуженное место в пышных классических интерьерах особняка.
Мне, как дизайнеру интерьера, такая концепция гораздо ближе, чем в случае других площадок, где коллекционный дизайн наполняет стенды внутри павильонов. Уникальные предметы смотрятся ярче и по-новому раскрываются в контексте интерьеров особняка, что приближает Design Miami.Paris к легендарной AD Interiors, которая проходила в Париже в допандемийные времена. Большинство галерей отказались от привычных границ между историческим и современным коллекционным дизайном, представив интересные миксы, которые мы так любим в проектах ведущих мировых декораторов.
Мне очень понравилось пространство миланской галереи Nilufar. На ярмарке галерея представила футуристичный светильник из муранского стекла Brugmansia Amaranto Floating дизайнера Кристиана Пеллиццари, похожий на изогнутые стебли с цветами, скульптуры Kaaawa Lawn и Black Cherry художника Джонатана Трейта и торшеры Campanula Осанны Висконти. Они сочетались со стульями представителей итальянского рационалистического движения Джино Леви Монтальчини и Джузеппе Пагано, шкафом Джо Понти и кушеткой Марцио Чекки. На мой взгляд, все произведения от этой концепции только выигрывали.
Последние работы Гаэтано Пеше, которые итальянский мастер создал перед своей смертью в апреле 2024 года, представила галерея Salon 94 Design, посвятив им большую часть экспозиции. Посетители ярмарки увидели изделия из коллекции стульев разного размера La Famiglia 2024 года, изображающих разных членов семьи. Транг Тран, директор Salon 94 Design, реализовала их посмертно, выбрав вариант из войлока, хотя у дизайнера были эскизы и из полисмолы. Коллекцию дополнили другие известные работы Пеше последних лет — стол Origami с застывшими в смоле «тканевыми цветами», красная ваза Il Vaso Più Indispensabile, напоминающая силуэт беременной женщины, и шкаф Palladio.
Как и всегда, своей подборкой объектов поразила галерея Friedman Benda. В пространстве исторического интерьера команда представила гармоничные сочетания совершенно разных подходов и философий в дизайне. Моими фаворитами экспозиции стали решетчатые стол и стул из дерева и смолы от Даниэля Аршама 2022 года и просто удивительные столики из полудрагоценных камней и бронзы Миши Кана, тоже 2022 года.
Миша Кан — дизайнер, за чьим творчеством я давно слежу, и отличный пример того, как коллаборация с галереей может привести к появлению поистине уникальных произведений. На мой взгляд, самые интересные его предметы созданы именно при продюсировании Friedman Benda. В интерьерной концепции галереи также были и другие милые моему сердцу предметы — светильники Nendo, кушетка Сэмюэля Росса и его же бруталистская скамья ANAESTHESIA I.
Парижская Galerie kreo — еще одна из моих любимых галерей. В своей экспозиции на выставке она представила прекрасные произведения Вирджила Абло, Гийома Барде, Франсуа Боше, Ронана Буруллека, Пьера Шарпена и других дизайнеров современности, не забыв и о культовых произведениях Пьера Полена, Джино Сарфатти и Studio BBPR. Сильнее всего меня тронула консоль Leopard Жана-Батиста Фастре и монументальное кресло TOWER HILLS Вирджила Абло. Оба этих предмета демонтируют минимализм форм, но очень точную и выразительную работу с материалом.
Из галерей, акцентирующих свое внимание на истории, мне ближе всего оказалось пространство Galleria Rossella Colombari, представившей выставку итальянского дизайна музейного уровня. Она была посвящена наследию Карло Моллино, и именно на его работах был сделан акцент. Однако от творений итальянского архитектора и дизайнера значительно отвлекала внимание кушетка Tappeto Volante 1974 года Этторе Соттсасса. Эта двухсторонняя кушетка с красными спинками, зелеными подушками и подлокотниками из бука — прекрасный пример творчества Соттсасса до создания группы Мемфис. Ее также называют «летающим ковриком» из-за красной ткани основания, будто парящей над полом.
Помимо галерейных экспозиций, на ярмарке были и интересные спецпроекты, такие как инсталляция Objets Nomades бренда Louis Vuitton и Estúdio Campana, где они представили массивное и похожее на кокон кресло Bulbo. Больше всего меня, как педагога, заинтересовала инсталляция SCAD — официального университетского партнера Design Miami.Paris. SCAD представил уникальные арт-объекты своих известных выпускников, продемонстрировав передовые подходы в текстиле, дизайне мебели, промышленном и интерьерном дизайне. Экспозиция в Hôtel de Maisons исследовала выразительный потенциал цвета, материалов и текстур. Здесь особенно выделялся яркий ковер Триш Андерсен, выполненный с использованием техники тафтинга: словно бушующий поток цвета, он соединял этажи особняка и пространства выставки. Также мне понравились инсталляции Лэрке Лиллелунд из органзы, градиентный диван Брэдли Бауэрса и текстурные столы Эни Ли Паркер.
Помимо внутренних пространств резиденции, ярмарка занимала и сад, где на лужайке был собран модульный дом Carnac Жана Пруве 1946 года. Выставленный Laffanour Galerie Downtown, он был достаточно быстро продан более чем за €1 млн. Из предметов, что не боялись дождя и холода, я больше всего обратил внимание на бронзовые столы Gunnera Клотильды Анкарани, чьи формы напоминали пышные листья лилии; парные кресла Tomb Рика Оуэнса для Salon 94 Design; выразительные и точные в исполнении табуреты Apollo дизайнера Калу Дубус.
Design Miami.Paris вновь подтверждает: город остается местом, где традиции краснодеревщиков прошлого органично сочетаются с новыми технологиями, а коллекционный дизайн способен раскрыться с новой стороны в роскошных классических интерьерах.
Фотографии предоставлены Виктором Дембовским. На обложке: стенд галереи Salon 94 Design, фото Иван Ерофеев.