Дизайн-блокбастеры, встречи и послевкусие FOMO: хроника Миланской недели дизайна
Галерея Nilufar, площадка Alcova, выставки в Dimorecentrale — это лишь некоторые проекты, которые в числе первых стремятся увидеть гости Миланской недели дизайна. Для Даши Нужной поездка на фестиваль в этот раз стала не только поводом вдохновиться на год вперед, но и встретить друзей, за последнее время разъехавшихся по всему миру. Архитектор зафиксировала свои впечатления от события в авторских дневниках, которые дополнили размышления других представителей творческого сообщества — Арсения Бродача, Александра Бланаря и Алины Чичиковой.
Даша Нужнаяархитектор
В середине прошлого года я перебралась в Барселону. Посетить Милан в этот раз было особенно важно, ведь теперь такие события — это единственный шанс увидеть друзей и свое комьюнити, которое разъехалось по всему миру. Когда-то я писала про Милан как про атмосферу бесконечного праздника и лагеря для взрослых. Хотя время сейчас далеко не праздничное, я приехала сюда с ощущением волнения и предвкушения встреч.
Как и в последние годы, прежде всего хотелось посмотреть на классный дизайн и проекты, посетить площадки, которые задают уровень всего рынка — Nilufar Gallery и Nilufar Depot, Alcova, Galerie Philia, Dimorestudio и другие.
Остановка #1
В пригородном поезде на пути в Nilufar Depot я встречаю британского дизайнера Бетан Лауру Вуд. Ее точно ни с кем не перепутать: яркие образы Бетан всегда очень запоминаются. Сегодня на ней палантин и мюли голубого цвета, черно-белый балахон, красно-оранжевый шарф и вельветовая черная шапочка — в сером вагоне миланского поезда она выглядит очень контрастно. Подхожу к ней: Бетан рассказывает, что вместе с Nilufar в этом году она показывает несколько предметов.
В галерее встречаю Валентину Чуффи — куратора текущей выставки Poikilos и сооснователя проекта Alcova. До пандемии Валентина приезжала в Москву и искала здесь винтажные предметы советских дизайнеров — тогда-то я с ней и познакомилась. С тоской вспоминаю время, когда Москва еще была интересна международным кураторам. На экспозиции в Nilufar представлена коллекция предметов от студии Objects Of Common Interest, которую дизайнеры выполнили в новом для себя материале — эпоксидной смоле. Элени Петалоти и Леонидас Трампукис познакомились в Нью-Йорке с мастером из Румынии. На протяжении всей жизни он работал со смолой, реализуя задумки художников и дизайнеров по всему миру, а после выхода на пенсию искал людей, которым мог бы передать накопленный опыт. Так появилась мастерская в Афинах, где Элени и Леонидас и отлили свою первую коллекцию. «Это было похоже на чудо: он просто передал нам свои рецепты, мы довольно недорого купили все оборудование и перевезли его в Афины», — рассказывает дуэт. Предметы из полупрозрачной смолы имеют голубоватый или оранжевый оттенок — все зависит от точки, с которой на них смотрит зритель. Они разные по масштабу: есть небольшие, которые можно использовать как прикроватные или кофейные столики, и более крупные — например, обеденный стол. Один из моих любимых объектов стоит на подиуме с левой стороны от входа. В кресле на трех ножках прочитывается связь с чем-то архетипическим и древним. В будущем Элени и Леонидас хотят поработать над общественными проектами: «Нам интересно работать с городом. Например, когда мы увидели площадку Alcova, то сразу сказали Валентине, что на входе мы поставим фонтан!».
Помимо основного пространства Nilufar Depot, есть еще второй и третий этажи галереи — расположенные вокруг атриума, они формируют дополнительные выставочные залы. Здесь в основном выставлены винтажные предметы из постоянной экспозиции галереи. На втором этаже находится впечатляющая инсталляция — огромные скульптуры из пластика художницы Одри Ларж, напечатанные на 3D-принтере. Они расположены на фоне хромакея и отсылают к шедеврам киноиндустрии — космическим формам из фильмов «Чужой» и «Бегущий по лезвию».
В углу на втором этаже расположена темная комната с предметами Бетан – той самой, которую я встретила в поезде, – зеркало, банкетка, мраморный столик. Здесь очень мало света, темно, и гости сюда уже не доходят.
Пора идти дальше. Следующая точка на карте — Alcova, где меня ждет мой друг, журналист легендарного архитектурного издания.
Остановка #2
Alcova — это независимое мероприятие, pop-up площадка, которая проходит во время Миланской недели дизайна. Проект организовали известная уже нам Валентина Чуффи и Джозеф Грима — архитектор, куратор, писатель, сооснователь студии Space Caviar.
Выставка с момента своего основания в 2018 году проходила в полуразрушенных пространствах хлебной фабрики по изготовлению панеттоне. С 2021-го проект начал путешествовать по необычным местам, всегда за пределами исторического центра города. В прошлом и позапрошлом году площадкой для экспозиции стал бывший военный госпиталь, в этот раз — огромное пространство рынка и бывшей скотобойни на юго-востоке Милана. Место весьма любопытное: «Кроме рынка здесь также когда-то находился незаконный ночной клуб Macao. Здание сквотировали в 70-х годах, и ночной клуб постепенно превратился в центр городской культуры», — рассказывает мне мой друг. Архитектура зданий рынка похожа на дворцовую — кажется, что здесь должно было быть жилье. «Конечно, это же Милан! Пойми, здесь все строится в контексте архитектуры палаццо. И фасады рынка тоже должны выглядеть соответственно», — отвечает он.
Alcova, конечно, поражает масштабом, но вместе с тем вызывает много споров в профессиональной среде. Так, через неделю после окончания Недели дизайна я прочитала статью о том, что на самом деле основатели проекта заодно с городской властью занимаются так называемым «дизайнвошингом» — наполняют забытые городские развалины смыслами и дизайном, привлекают экспертов и туристов, чтобы увеличить интерес городских девелоперов, и город мог подороже продать эти территории. Валентина и Джозеф ответили: не надо путать причины и следствия — участки пустовали годами, и вряд ли пара дизайн-событий могла что-то кардинально изменить. За всем этим дискурсом довольно любопытно наблюдать, но ясно одно — проект такого масштаба никого не может оставить равнодушным.
Остановка #3
Дальше иду смотреть Dimorecentrale — мультифункциональное пространство в районе центрального вокзала. В прошлом году сюда переехал офис Dimorestudio Эмилиано Сальчи и Бритта Морана и Dimoregallery. Здесь также есть большой двор для мероприятий и кафе.
Демонстрировать классные вещи нужно на соответствующем уровне, и команда Dimore про это знает. Инсталляции всегда кинематографичные, они созданы на стыке дизайна и перформанса.
В огромных пространствах дизайнеры создали несколько комнат с необычными названиями — «Медицинский кабинет в Чикаго», «Убежище коллекционера в Гамбурге», «Квартира с видом в Неаполе», «Комната ветра в Пенсильвании». Каждая из комнат раскрывает несколько историй, в каждой — своя атмосфера, своя музыка и даже свой аромат. В комнату нельзя войти, но можно заглянуть внутрь через отверстие, которое прорубили снаружи (обрезки гипсокартона и отделки так и остались валяться на полу).
Например, в «Медицинском кабинете в Чикаго» под саундтрек из фильма Дарио Ардженто «Феномен» посетитель попадает в необычное пространство. Кажется, что только что сюда зашел человек, оставил свою сумку и шляпу на блестящем столе из нержавеющей стали. Предмет будто подвешен в воздухе: такой эффект достигается за счет прозрачной опоры из акрила. Далее гость подошел к белой кожаной кушетке, присел и скинул туфли. Общий свет, подобный медицинскому кабинету, достигается благодаря настенным бра дизайнера Кадзухидэ Такахама, которые установили на потолок в несколько рядов. Два неровных многоугольника на стенах — работа перуанского художника Армандо Андраде Тудела.
Здесь действительно хочется присесть на кушетку, снять обувь, укрыться пледом, налить виски в хрустальный бокал и погрузиться в атмосферу, но пофантазировать не дают — сзади в затылок уже дышит новый любопытный посетитель, и надо отходить от окошка. Наверное, в этом и есть задумка авторов — оставить послевкусие восхищения и сожаления. С помощью тщательно подобранных предметов, музыки и запахов дизайнеры создают обволакивающую атмосферу, по-настоящему захватывающий опыт.
Остановка #4
Мое пребывание в Милане в этому году подходит к концу. Остается послевкусие FOMO, и это нормально: что-то не сделал, что-то не посмотрел, кого-то не встретил. Как сказал мой новый друг Андрей Будько, в этом кроется загадка и притяжение Миланской недели дизайна.
Отсюда уезжаешь с ощущением недосказанности, и именно это заставляет возвращаться снова и снова.
День заканчивается в легендарном Bar Basso. Здесь я встречаю «своих» — у каждого новая жизнь, новое место жительства, новые проекты вне Москвы и России. Пожалуй, именно этот момент оказался самым запоминающимся, ведь главное в Милане — это люди. Старые и новые друзья, запланированные и случайные встречи повсюду: в вагоне метро, на открытиях с шампанским и без, в итальянских барах и кафе. Все делятся своими впечатлениями и ощущениями от долгожданного события, недавними изменениями в жизни и планами на будущее.
Арсений Бродачдизайнер, основатель бренда Delo
Сейчас мы с командой работаем над организацией производства в Турции, поэтому будем там часто появляться. В прошлом году мы участвовали с инсталляцией на площадке Alcova, однако сейчас доставка предметов из России стала невозможна, а в Турции пока не все доделано, поэтому в этот раз мы приехали на Неделю дизайна как зрители. Много где побывали: как и всегда, было весело на Alcova, также запомнились инсталляции с винтажной мебелью в Dimore, концептуальные объекты в Nilufar Depot, предметы из переработанных материалов в Isola и бар Basso.
В данный момент мы разбираемся, в каком формате можем осваивать мировые рынки, и думаем, где открывать шоурум. В обозримом будущем планируем участвовать в выставках в Европе.
Александр Бланарьдиректор Serene Gallery, коммуникационный директор Ayarkut
Сейчас в проживаю в Лугано, где мы с командой в декабре прошлого года открыли галерею Serene. Я очень часто посещаю ярмарки современного искусства в разных странах, поэтому Неделя дизайна — это для меня отдых. Можно встретить много интересных людей из мира дизайна, с которыми еще не знаком, посмотреть новые проекты, о которых не знал. Событие всегда готовится тщательно и внушительно, поэтому каждый раз еду с детским удивлением, с желанием радоваться и впечатляться.
Неделя приятно выматывает: в этот раз я ехал с мыслью, что не буду никуда спешить и пытаться все успеть, но уже на месте глаза загорелись — я постарался увидеть практически все, что было интересно. Очень хотелось взглянуть на проект со стульями LOEWE; как всегда впечатлила экспозиция Dimoregallery; ни в коем случае нельзя было пропустить Nilufar Depot. Также запомнилась выставка Tashkent Modernism в Музее Триеннале.
Что касается планов, то в галерее мы пока только наращиваем обороты: провели две групповые выставки и во всю готовимся к большому открытию в мае с персональной выставкой Giovanni Leonardo Bassan. Дальше хотим подаваться на ярмарки и уже думаем, с кем можем сделать совместный проект на Неделе дизайна в следующем году.
Алина Чичиковасоосновательница галереи fābula
Самое интересное для нас на мероприятиях Fuorisalone — молодые дизайнеры, выставки школ и институтов. Интересно наблюдать за знакомыми художниками и галеристами, снова и снова встречаться в разных декорациях в течение года. В этот раз нас пригласили к участию в Неделе дизайна наши коллеги и друзья — датская галерея дизайна TABLEAU. Для этого проекта – pop-up в ресторане Immorale Osè – мы привезли из Нидерландов объекты дизайнера Герта Вессельса, а также нашего нового автора Пиори Джунга. Я думаю, что это интересный и привлекательный формат, когда предметы дизайна не просто экспонируются в «белом кубе», а располагаются в живом и функционирующем пространстве, сокращая дистанцию между объектом и зрителем. Это был первый подобный опыт для нас, и мы совершенно не имели никаких ожиданий. Полученный от посетителей фидбек стал самой лучшей оценкой и результатом.
Программа недели дизайна как всегда была очень плотная — сложно уследить за всем и вместить в свое расписание все мероприятия и открытия. Очень запомнились инсталляции-комнаты в пространстве Dimorecentrale; также на меня большое впечатление произвели тоннели напротив студии — пространства проекта Dropcity.
Программа нашей галереи сейчас строится вокруг основных ярмарок и больших международных проектов. Весной мы участвовали в ярмарке Collectible во второй раз, и это оказался для нас прекрасный опыт. В мае планируем несколько pop-up проектов в Москве и участие в новых молодых ярмарках, готовим для зрителей несколько сюрпризов.
На обложке: площадка Alcova.Фотографии предоставлены Дашей Нужной.