Креатив и междисциплинарность: Fuorisalone 2024 глазами Ани Саркисьянц
Миланская неделя дизайна — самое масштабное и ожидаемое событие в индустрии не только с коммерческой точки зрения, но и с творческой. Вдохновение, нетворкинг, презентации, вечеринки, коллаборации: в течение семи дней город буквально живет дизайном. В этом году в Милане побывала Аня Саркисьянц, которая посетила множество ярких событий Fuorisalone и поделилась своими заметками с Design Mate.
Аня Саркисьянц дизайнер общественных интерьеров, основатель и арт-директор студии Designic
Шоурумы брендов
Loro Piana Interiors отдает дань уважения Чини Боэри
Экспозиция была традиционно представлена в штаб-квартире Loro Piana на Via della Moscova 33 и посвящена творчеству выдающегося итальянского архитектора и дизайнера Чини Боэри. Инсталляция A Tribute To Cini Boeri продемонстрировала ее самые знаковые предметы — мебель, созданную, по словам самой Чини, чтобы поощрять взаимодействие человека с элементами интерьера. Эти уникальные предметы, произведенные компанией Arflex, показывают наиболее игривую, радостную и современную сторону дизайнерской идеи, воплощенной Чини Боэри. Команда Loro Piana, как всегда, верна себе: я отметила потрясающие шерстяные ткани в обивке кресел и диванов. Еще один элемент, который на более глубоких слоях дает прочувствовать суть бренда, — это трава в качестве декора на экспозиции, использованная как аллюзия на природу вещей, которые создает Loro Piana.
Очень длинная очередь, но оно того стоило: лампы LOEWE в Палаццо Читтерио
Фото: Loewe
24 выдающихся международных художника представили коллекцию ламп Loewe Lamps. Напольные, настольные, подвесные — все предметы созданы вручную и раскрывают ценность света через уникальную технику и художественное видение авторов. Мне показалось интересным желание Loewe объединить художников, которые уже работали с освещением, предложив им создать свой авторский эксперимент с применением неожиданных ремесленных техник и материалов. Открыла для себя новые имена — особенно впечатлили атмосферный торшер по дизайну Chiikuunsai Tanabe и брутальные светильники авторства Enrico David.
Casa Mutina Milano и Spazio Cernaia
Mutina представила коллекцию керамики, созданную в коллаборации с французским дизайнером Ронаном Буруллеком. Экспозиция продемонстрировала перевоплощение отделочного материала в произведения искусства — керамические панно были представлены как в помещении Casa Mutina Milano, так и в прилегающем саду и в лофте соседнего Spazio Cernaia. Связь с искусством нашла свое продолжение в лимитированной серии ваз, которые, мне кажется, уже стали предметом желания. Они как карамельные конфеты: молочная глазурь и сочетание цветов делают их настолько эстетичными и самодостаточными, что им не нужно особого окружения. Тот случай, когда керамика легко может стать коллекционным предметом. Здесь личная симпатия дает легкую необъективность: на мой взгляд, Ронан Буруллек сейчас один из самых сильных предметных дизайнеров.
L'Appartamento by Artemest
Фото: Artemest
L'Appartamento by Artemest традиционно расположился в оживленном миланском районе 5Vie в резиденции Residenza Vignale — особняке начала XX века с богатой историей и великолепной архитектурой. Над пространством экспозиции работали шесть выдающихся дизайн студий, каждая из которых создавала свою уникальную атмосферу и обстановку. Роскошная прихожая была спроектирована студией Meshary AlNassar, элегантный коктейльный бар — дизайн-бюро Elicyon, романтичная столовая оформлена VSHD Design, гостиная выполнена Rottet Studio, а шикарная спальня — Tamara Feldman Design. Прекрасным завершением ансамбля стал великолепный внутренний двор, спроектированный GACHOT. Классный прием, позволяющий эмоционально погрузить в вайб и атмосферу жизни, которую предлагает шоурум: яркую, романтичную, экстравагантную, но при этом ориентированную на повседневность.
Этому же приему демонстрации полного цикла жизни «от прихожей до кабинета» всегда следует бренд Muuto. Очень люблю этот бренд и прекрасно помню, что как только он стал активно выходить на российский рынок много лет назад, мы одними из первых начали применять в общественные проекты его освещение.
Muuto Apartment
Мой скандинавский фаворит – датский бренд Muuto – посвятил экспозицию нейроэстетике — изучению того, как художественные образы в жилых помещениях могут влиять на мозг человека с помощью искусства, дизайна, света, материалов и ароматов. Расположившись в милой итальянской шестикомнатной квартире, команда наглядно продемонстрировала, как благополучие сочетается с художественным самовыражением. Тут, кстати, я убедилась, что фиолетовый и зеленый — это тренд, который можно будет увидеть еще следующие несколько лет на выставках и в проектах.
А тренд прошлых лет «возьми свет с собой» тоже не теряет позиции. Скандинавский образ жизни предлагает ходить по дому со светом в руках: ужинаешь, и лампа стоит на столе, задавая правильный амбианс. После можно взять светильник в ванну с акцентным освещением для чтения. Я сама активно пользуюсь таким приемом каждый день.
Flos Professional Space
Фото: Salone del Mobile
Более 60 лет компания Flos пишет свою историю создания света для интерьера, регулярно приглашая к сотрудничеству именитых дизайнеров. В рамках выставки этого года команда вернулась в Палаццо Висконти, где 36 лет назад была представлена первая коллаборация бренда. И на этот раз главные действующие лица экспозиции — свет и его авторы: премьера проекта SuperWire от FormaFantasma, новая коллекцию ламп Bellhop от английского дуэта Barber Osgerby, юбилейное издание серии IC Майкла Анастасиадиса и особенный лот — лампа Taraxacum от Акилле Кастильони, выпущенная в 1988 году: та сама, что 36 лет назад была впервые представлена Flos в Палаццо Висконти.
Dimore Gallery
Фото: Monde Singulier / Dimore Milano
Dimore предпочитает привлекать внимание за счет экстравагантности, закрепив за собой репутацию самого эпатажного шоурума в рамках Fuorisalone. Этот год не стал исключением: длинная очередь за километр до квартала, первые упоминания в социальных сетях тоже оттуда. В прошлом году Dimore были одними из самых упоминаемых шоурумов, потому что пригласили человека подглядывать в окна, наблюдать через замочную скважину, а что же там внутри. Что уж тут отрицать, мы все любим подглядывать. Они четко сработали на этой слабости человека. В этом году — небольшой квест и вау-эффект в конце пути. Заходишь через парадный вход в здание в центре Милана, поднимаешься на второй этаж, попадаешь в квартиру, и вот, словно по волшебству, оказываешься погруженным в глубокую тьму под звездным небом так близко, что, кажется, можешь достать эти звезды на небе. Это сложно описать словами — своеобразная игра на контрастах света и тьмы, пробуждающая новые ощущения.
Edra
Фото: Edra
Можно как угодно относиться к интерьерам Edra, но их масштаб и яркость безусловно обращают на себя внимание. Представить современную броскую мебель – фактурную, гламурную, на грани с безумием – в исторических выверенных интерьерах шоурума Pallazio Durini может позволить себе не каждый. Здесь даже их роскошный диван со стразами не выглядит пошло — наоборот, хочется выпрямить спину и соответствовать, чувствуется порода бренда и его ДНК.
Frezza
Фото: Fuorisalone
Занимаясь корпоративными интерьерами, мне было важно увидеть коллекцию офисной мебели Mux70, созданную студией Stefano Boeri Interiors для компании Frezza и представленную на территории кампуса IBM Studios. Ключевая идея коллекции — удовлетворить актуальный запрос офисного работника: сделать рабочее место комфортным, мультифункциональным, предоставив менеджерам возможность его персонализировать.
Zanotta
Шоурум Zanotta всегда стоит в списке мест для обязательного посещения. В этом году они не выставлялись в павильонах Salone del Mobile, а приглашали гостей в свой флагманский шоурум на Via Durini 25/27. Очень важно сверять свои ориентиры именно с Zanotta: они всегда ярко выскажут видение по актуальным цветам и покажут фактуры и сочетания материалов. В этом году в одном пространстве можно было увидеть и металлические поверхности, и комбинации фиолетового и зеленого цветов, и шпон дерева под зебру, и надувное кресло Blow — намек на тренд «надувной мебели». Берем на заметку! Но и от классической клетки в коллекции Quaderna бренд не планирует уходить, а мы и согласны. Консоль и скамья Quaderna были первыми предметами, которые я приобрела в свой новый дом.
Концептуальные пространства на стыке дисциплин
The Art of Dreams — основательный тандем Porsche & Vitra на стыке историй
Porsche Pepita Edition by Vitra: три культовых кресла Vitra, обитые оригинальной тканью Pepita (это культовый узор «гусиной лапки», впервые использованный для обивки кресел для Porsche 911 в 1965 году). Лаконичная, но пронизывающая своей глубиной экспозиция наглядно демонстрирует исключительную страсть к дизайну и технологиям. Интересно, что истории успеха Porsche и Vitra начались синхронно, с исполнения мечты: в 1948 году Чарльз и Рэй Имз представили стул с цельным сиденьем и спинкой на конкурс в Музее современного искусства. В то время пластик все еще считался инновацией, и само кресло с подлокотниками вошло в историю дизайна. В том же году Ферри Порше реализовал свое видение спортивного автомобиля и вместе с командой разработал Porsche 356 No. 1’ Родстер. Предыстория нашла продолжение в новой, уже совместной истории партнерства сегодня.
Saint Laurent – Gio Ponti
Атмосферная и элегантная экспозиция уникального фарфора в монастыре XVI века в самом сердце Милана. Здесь итальянская фарфоровая фабрика Ginori и Saint Laurent представили 12 оригинальных тарелок из коллекции Villa Planchart Segnaposto, созданной по мотивам итальянского архитектора и дизайнера Gio Ponti, которые после завершения выставки обязательно разойдутся по частным коллекциям.
Saint Laurent — не единственный бренд в сегменте fashion, кто представил коллаборацию по случаю Недели дизайна. Мне также удалось заглянуть на презентации Balenciaga и Gucci, которые также подготовили уникальные лоты, но уже в тандеме с современными художниками; замиксовали в витрине предметы одежды и работы художников и скульпторов.
Знаковые рестораны города тоже внесли свой вклад в общий контекст всепоглощающего дизайна, интегрировав в интерьеры культовые предметы мебели. Например, ресторан Langosteria обзавелись легендарными стульями SediaMedia, созданными в 1956 году Витторио Нобили и обеспечившие его престижной наградой Compasso d’Oro. «Совершенный, как круг» — так говорили об этом предмете. Некоторым стул напоминал о временах, когда талант мог затмить компетентность, интуиция бросала вызов знаниям, а узнаваемость брала верх над простой функциональностью.
На обложке: проект L'Appartamento by Artemest. Фото: Artemest.Все фотографии предоставлены дизайнером.