Горожанин. Что мы знаем о жителе большого города?
Современный мегаполис несоразмерен человеку и зачастую не приспособлен для комфортной жизни в нем. Находясь в социуме, мы по-прежнему чувствуем себя одиноко, перманентно испытываем стресс и буквально находимся в конфликте с окружающей нас средой. Мы — это бесконечное разнообразие людей, населяющих город, и у всех у нас разные социальные роли и свои особенности. Вместе с тем, город — это то, что объединяет нас, характеризует как горожанина. Так кто такой современный горожанин и как, понимая его интересы и потребности, существенно изменить качество жизни в городе?
Вышедший в Strelka Press сборник «Горожанин» — это попытка описать современного жителя большого города силами ведущих российских ученых и экспертов, принадлежащих различным научным дисциплинам и интеллектуальным традициям. Описать, чтобы затем предложить возможные пути взаимодействия человека с городом. Несколько любопытных кейсов предлагает в одной из глав практикующий архитектор Юрий Григорян, руководитель бюро «Меганом».
«В настоящее время роль архитектора подвергается радикальной переоценке. Чилийский архитектор Алехандро Аравена, получивший в 2016 году Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской премии в области архитектуры), известен тем, что стал привлекать будущих жителей недорогих малоэтажных домов в качестве полноправных партнеров при создании их архитектурных проектов, что, в общем, меняет представление об архитекторе как о художнике. Теперь архитектор выступает уже не как демиург: он делает других людей соучастниками рождения архитектурной формы, которая станет их домом.
Есть и другой взгляд на проблему автономии архитектуры — когда здания трактуются скорее как shells, пустотелые формы, которые к человеку никакого отношения не имеют. Например, итальянский теоретик архитектуры Альдо Росси считал, что город сам порождает себя и свою архитектуру и что архитектура не функциональна. Любое здание является в первую очередь фактом городской среды, и его можно как-то использовать. Будущее само придумает ему применение. Отсюда — идея бесконечного переиспользования построенных произведений архитектуры».