Вертикальные студии в школе МАРШ: 6 проектов студентов бакалавриата
Вертикальные студии в школе МАРШ: 6 проектов студентов бакалавриата
Вертикальные студии — специальный формат обучения в архитектурной школе МАРШ, направленный на взаимодействие студентов разных курсов. Такая модель позволяет будущим архитекторам развивать навыки командной работы, обмениваться опытом друг с другом, а также получать качественную и разнообразную обратную связь от преподавателей. Мы выбрали шесть проектов 2024/25 учебного года, созданных в рамках вертикальных студий, и расспросили преподавателей и кураторов МАРШ об особенностях этого подхода.
Никита Токаревдекан факультета архитектуры и урбанистики Universal University, сооснователь архитектурной школы МАРШВ вертикальной студии над одним брифом работают студенты разных курсов. В результате младшие учатся не только у преподавателей, но и у своих более старших и опытных коллег. Учеба идет более интенсивно, весело, особенно на групповых заданиях. Группа пересобирается каждый семестр, контакты между студентами становятся более прочными и разнообразными. Это очень помогает при дальнейшем трудоустройстве и адаптации в профессиональной среде. Конечно, преподавателям сложнее руководить такой группой, но в итоге мы получаем качественно другой образовательный опыт студентов.
Вертикальная студия Атмосферы в Туле 2 и 3 курс бакалавриата, кураторы Андрей Фомичёв, Александра Боева, Ирина Бугай
Студия исследовала архитектурные и городские «атмосферы» — неуловимые, но значимые характеристики пространства, которые определяют наше восприятие города. В центре внимания оказался квартал в историческом центре Тулы — города, сочетающего статус крупного индустриального центра и черты среднеевропейского города. Здесь соседствуют культурные учреждения, частный жилой фонд, типовые дома, памятники архитектуры и пустыри — все это составило предмет анализа студентов. В рамках студии студенты разрабатывали групповую стратегию развития квартала, а затем индивидуальные архитектурные интервенции, опираясь на понятие атмосферы как инструмента проектирования. Итогом теоретических занятий, городских прогулок и воркшопов с экспертами стали проекты, стремящиеся уловить и трансформировать атмосферу места через архитектурную форму и жест.
Культурный комплекс Таисия Керимова
Проект исследует возможности архитектурной интерпретации исторической городской ткани Тулы. Решение строится на концепции «грибницы» — децентрализованной системы связей, где четыре ключевых объема (библиотека, галерея, мастерская и офисы Тульского историко-архитектурного музея) формируют единую пространственную структуру. Городские типологии ― аллеи, закоулки, площади, дворы и дворы-колодцы ― трансформируются в интерьерные пространства. Каждый объем облекается в оболочку-вуаль, материальность и степень прозрачности которой зависит от функции. Фасады корпусов, открытых публике, облицованы решетками из кирпича, а приватные пространства скрыты алюминиевой сеткой.
Тульский квартал Екатерина Змушко
Проект жилого комплекса в центре Тулы решает задачу уплотнения исторической застройки. Архитектурная композиция строится на сочетании секционных и блокированных домов, восстанавливая целостность разорванного фронта улиц. Выразительная пластика и переменная этажность каждого корпуса, а также их индивидуальные фасадные решения разбивают монотонность единой структуры, стараясь вписаться по масштабу в окружающую застройку. Особое внимание автор уделяет детализации: разнообразие рисунков кирпичной кладки с разными фактурами создает выразительную игру светотени, а деревянные кашпо, интегрированные в балконные ограждения, добавляют теплые акценты фасадам.
Тульский областной суд Аня Коростелева
Узкие коридоры в типовых зданиях судов и пересекающиеся маршруты участников процессов порождают напряжение и чувство небезопасности. В своем проекте автор исследовала возможности, как избежать подобных проблем и воплотить концепцию справедливости в архитектурной форме. Исторический корпус бывшего Тульского главпочтамта преобразуется в судебно-офисный кластер. Восьмиэтажная башня суда становится вертикальной доминантой и композиционным центром района. Пространственная организация обеспечивает разделение потоков различных групп пользователей: посетителей, судей, персонала и конвоиров. Уличные фасады с каменными пилонами воплощают единство строгости и открытости, а деревянная облицовка со стороны двора демонстрирует внимание к человеку и создает ощущение тактильного тепла.
Александра Боевакуратор студииМы предлагали студентам смотреть на проект через призму атмосфер как на комплекс факторов: от материальных и сенсорных до сценарных и социальных. Отсюда и требование к методике: читать городскую ткань, выявлять проблематику, формулировать гипотезы, проверять их данными, превращать наблюдения в стратегию и переводить ее в архитектурное действие на разных масштабах: от квартала до узла.В организации процесса мы делали акцент на горизонте наставничества и групповой работе. Общие материалы (генплан, графика, верстка, макет) создавались в мастерских, моделируя среду архитектурного бюро: с разделением ролей, дедлайнами и общей ответственностью. Результат зависел от того, как участники команд слышат и себя, и друг друга. Это особенно важно там, где решения коллективные: три альтернативных мастер-плана должны были быть убедительными для всех — и для каждой команды, и для преподавателей, и для самих авторов.
Андрей Фомичёвкуратор студииЗа год студенты прошли путь от аналитического взгляда к самостоятельной, критической позиции. Многие индивидуальные проекты не только точно отвечали брифу, но и полезно его критиковали. Важным методическим сдвигом стало принятие многовариантности. Вместо одного «правильного» сценария мы осознанно пришли к трем альтернативным мастер-планам одного и того же квартала — каждый со своей логикой и приоритетами в работе с атмосферами. Важно также отметить кооперацию в рамках мастер-планов и интервенций: индивидуальные объекты научились уживаться в общей городской сценографии.Одним из важнейших результатов для нас стало то, что проекты вышли за пределы учебного формата: помимо итоговой выставки в школе, нам удалось показать проекты в самой Туле, в рамках месячной выставки в ТИАМ (Тульский историко-архитектурный музей). Для нас это стало маркером качества студии: проекты можно предъявлять городу, инициировать диалог с горожанами и обсуждать потенциальные сценарии будущего этого квартала.
Вертикальная студия УНИВЕРСИТЕТ+ 2 и 3 курс бакалавриата, кураторы Ольга Рокаль, Денис Гаврилин, Антон Грибанов, Даниил Наринский
Студия работала с реальным кампусом университета «Дубна» в одноименном наукограде. «Университет» в названии студии — это существующий контекст, а «+» — студенческие проекты: участники добавили к кампусу новые объекты таким образом, чтобы они трансформировали жизнь всего университета, не вторгаясь в академическую программу. Метод исследования студии — действие: в первом семестре студенты не только проанализировали существующий контекст, но и предложили временные объекты как отклик на существующие проблемы. Вся группа, включая преподавателей, построила один объект в феврале — его спроектировала Алина Петренко. Финальный проект каждого автора — здание, создающее новые неформальные практики: студенты выявляли проблемы кампуса и искали способы их решения.
[Уни]трапезная Алёна Вингорская
Университетская трапезная — пространство для объединения студентов через совместный прием пищи. Проект построен на принципе объединяющей цикличности: студенты могут выращивать овощи, собирать урожай, вместе готовить обеды и устраивать пиры с самоваром, поэтому здание состоит из оранжереи, обеденного зала, общей и студенческой кухонь. Прозрачное и торжественное здание с насыщенной внутренней жизнью окружают грядки, фруктовый сад и лужайка. Внутри пространство, напоминающее большую теплицу с несколькими сводами, наполнено деревьями, кустарниками и цветами.
Концентрат Елизавета Мельчукова
Здание предлагает студентам университета «Дубна» пространство для уединения и концентрации. Оно разделено на три блока: малый, средний и большой. От первого к последнему ячейки для индивидуальной и групповой работы меняются: площадь уменьшается, а количество самих ячеек увеличивается — студенты могут выбирать разные пространства в зависимости от задачи. Здание окружено садом: деревья и тропы организуют открытое пространство, чтобы пользователи ячеек не ощущали визуального шума и перегрузки. Сад огорожен экраном, скрывающим здание от пешеходов и обеспечивающим приватность тех, кто находится внутри ячеек.
Integrita Дарья Хисная
Integrita — здание, где студенты могут развить свой эмоциональный интеллект, освободиться от ежедневного напряжения и получить поддержку. Оно стоит у пруда в окружении зелени. Динамичная форма стен и кровли, будто обнимающая каждого человека, подсказывает, что своих эмоций не нужно стесняться. Окна-витражи открывают прохожим внутренний мир корпуса. Внутри находятся два «полюса» — зал активности и зал спокойствия: оба не доходят до потолка. В активном зале — борьба, танцы, бокс, телесные практики, йога. В спокойном — беседы тет-а-тет и пребывание в тишине. Между ними — нейтральная часть с лестницами и служебными помещениями. Находясь в разных точках этого большого организма, все видят друг друга.
Ольга Рокалькуратор студииНам было особенно важно научить студентов проблемно-ориентированному методу проектирования. Студенты начинали работу над проектами с исследования людей, живущих и работающих в кампусе: их практик, потребностей и запросов. Нам было важно показать, что о здании можно думать не как об абстракции, а как о части повседневности; чем-то, что внедряется в жизнь людей и меняет ее.Участники студии прошли длинный путь от исследования, работы над проблематикой и программой — вещами нематериальными — до разработки конструктивных узлов и архитектурных деталей своих зданий. Каждый этап программы представлял определенную оптику рассуждения о здании: скульптура, структура, драматургия. Это был очень насыщенный путь, на протяжении которого студентам было необходимо раз за разом осваивать новые способы размышления о проекте.
На обложке: проект Integrita, Дарья Хисная.Все изображения предоставлены пресс-службой школы МАРШ.