Три типа освещения Ричарда Келли
Пионер светодизайна Ричард Келли осветил сотни архитектурных объектов по всему миру, включая легендарные «Стеклянный дом» Филипа Джонсона в Коннектикуте, небоскреб Seagram Мис ван дер Роэ в Нью-Йорке и музей Кимбелл Луиса Кана в Форт-Уорте. Его стратегия, как светодизайнера, была на удивление простой, но очень успешной.
В середине 1940-х гг Келли выпустился из архитектурной школы Йелля и начал экспериментировать со светом. Разумеется, в то время большинство архитекторов рассматривали свет только с технической точки зрения: они рассчитывали количество освещения, исходя из потребностей человека, но даже не думали о том, чтобы использовать свет в качестве помощника в проектировании. Келли смотрел на это иначе, свет для него с самого начала был способом подчеркнуть особенности объекта, создать некую иерархию восприятия пространства – выделить важные моменты и растворить в тени менее значимые. Сегодня нам кажется это очевидным, но тогда Келли буквально совершил революцию: никто не смотрел на свет так, как он. Светодизайнер пробовал зарабатывать тем, чтобы консультировать архитекторов на этот счет, но вскоре понял, что никто не воспринимает важность работы над светом всерьез. Он сетовал: «Люди платят за светотехнику, а мои идеи предпочитают брать даром».
Ситуация начала меняться, когда в моду вошли стеклянные дома: чем прозрачнее становились фасады, тем более значимую роль стало играть освещение внутри зданий. Именно оно должно было придавать строгим формам из стекла и бетона пространственную глубину и живую энергию. Не случайно первым масштабным проектом Келли стало освещение «Стеклянного дома» Филипа Джонсона. Архитектор минимизировал внутреннее освещение, но выделил с помощью света газоны и деревья – пространство внутри частично освещалось светом снаружи.
«Стеклянный дом» (1949), архитектор – Филип Джонсон.
В своем эссе «Свет как неотъемлемая часть архитектуры» (1952) Келли сформулировал свою теорию освещения, в основу которой легли принципы восприятия света в пространстве и световые эффекты, подсмотренные в природе. Он сформулировал три базовых типа освещения: ambient luminescence (световая среда), focal glow (акцентное освещение) и play of brilliants (декоративное освещение). Это позволило ему сформулировать теорию о трех типах глобального освещения, которые, в различных сочетаниях, применяются в светодизайне.
- свет, чтобы видеть (световая среда), необходимый минимум света:
«Это утренний свет на заснеженном поле. Это свет противотуманки маленькой лодки в море, это сумеречная дымка на широкой реке, где берег, вода и небо неотделимы друг от друга. Это бесшумная подсветка, которая минимизирует форму и объем» - свет, чтобы увидеть (акцентное освещение), свет, высвечивающий определенный объект с целью сфокусировать на нем внимание зрителя:
«Это луч прожектора на сцене. Это блик солнца на вашем прикроватном столике. Это солнечный луч, высвечивающий край долины. Акцентный свет привлекает внимание, он помогает выделить важное» - свет, чтобы смотреть (декоративное освещение), то, что притягивает, завораживает зрителя, но одновременно может быть и хорошим фоном. Цель такого освещения – доставить человеку эстетическое удовольствие. Келли назвал это play of brilliants – «сияние бриллиантов»:
«Это Таймс-сквер ночью, это бальный зал, который освещают хрустальные люстры. Это солнечные зайчики в фонтане или ряби ручья. Это горсть алмазов при свете солнца. «Сияние бриллиантов» возбуждает зрительный нерв, пробуждает любопытство, обостряет остроумие».
Небоскреб Seagram (1965), архитекторы – Мис ван дер Роэ и Филип Джонсон.
Несмотря на то, что Келли видел искусство светодизайна в применении всех трех типов освещения, у него всегда доминировал какой-то один из них. Кроме того, Келли осторожничал с яркими цветами, избегал резкого контраста света и тени и не использовал театральные эффекты.
Для проекта освещения небоскреба Seagram Ричард Келли придумал концепцию «Башни света», и она сработала – экспертный журнал Architectural Forum назвал здание самым ярким из когда-либо построенных. Неброская вертикальная подсветка в лобби подчеркивает фактурная поверхность травертиновых стен, а яркие светильники у входа создают поле света вокруг здания – кажется, что небоскреб плывет над землей. Подсветка в офисах идет четко по периметру пространства. Чтобы осветить расположенный в небоскребе Four Seasons Restaurant, Келли использует «сияние бриллиантов» с помощью светоотражающих штор.
Ричард Келли умер в 1977 году. Тогда же была учреждена мемориальная стипендия Ричарда Келли, которую позднее переименовали в грант. Грант вручают молодым архитекторам (до 35 лет), которые живут и работают в США и сделали что-то по-настоящему впечатляющее в области света.