Вневременная роскошь Питера Марино
То, что Питер Марино работает исключительно с топовыми фешн-брендами, а если и берется за частную резиденцию, то занимается исключительно дворцами, так сразу и не скажешь. Эпатажный дизайнер всегда одет в облегающую черную кожу, которая открывает татуировки и подчеркивает бицепсы.
Талант архитектора открыл Энди Уорхол: в 1970-х гг Марино оформлял для художника таунхаус. Сам Уорхол потом напишет в своих дневниках об этом знакомстве: «Я как-то напомнил Питеру, кому он обязан своей карьерой и о том, что он пришел ко мне в кроссовках и коротковатых штанишках, а вышел серьезным архитектором. На что в ответ получил: “Может быть, зато теперь я хожу в костюмах от Armani, и это уже явно не твоя заслуга». Марино и правда всего добивался сам. Он родился в 1949 году в итальянском квартале Нью-Йорка в семье выходцев из Италии. Отец будущего «архитектора роскоши» работал мясником, что, впрочем, не помешало ему дать сыну хорошее образование. Подростком Марино получил городскую стипендию в Корнельском университете на отделении классической живописи, но поступать решил на архитектурный. По окончании университета специальностью дипломированного архитектора стала «Архитектура, искусство и планирование», диплом он защищал по теме «Архитектура итальянского барокко».
Сегодня Марино 67 лет, он все еще гоняет на мотоцикле и продолжает работать со своими постоянными клиентами: Armani, Valentino, Chanel, Luis Vuitton, Dior и Bvlgari. Архитектора не случайно называют главным специалистом по презентации люкса – это он первым решил, что бутик марки должен быть воплощением стиля модного дома, должен выражать его философию и иллюстрировать историю. Так, флагманский парижский бутик Chanel архитектор оформил в духе знаменитой квартиры Коко Шанель на улице Камбон, и это только один из примеров. Марино никогда не повторяется: только для Chanel он сделал двенадцать бутиков по всему свету, и каждый из них – особенный. Архитектор не стремится использовать одни и те же, даже самые удачные, приемы каждый раз, это ведь попросту скучно.
Я хочу, чтобы люди удивлялись всякий раз, когда узнают, что и это тоже сделал Питер Марино
И все-таки, кое в чем архитектор себе не изменяет. Например, в равном внимании к архитектуре и интерьеру, а еще в приписывании самой высокой роли – искусству. Кажется, ни один американский дизайнер не воспринимает искусство так чутко, как это делает Марино. Любовь к искусству у сегодняшнего не только архитектора, но и мецената и коллекционера, – от все того же Энди Уорхола. Собственно, все, что делает Марино, это та же живопись, только трехмерная. Это – одна из главных причины, почему архитектор никогда не использует даже дорогой тиражный дизайн. Все предметы для своих интерьеров он либо ищет у коллекционеров, либо делает сам, либо заказывает мастерам – исключительно в одном экземпляре. Все это позволяет создавать интерьеры, которые невозможно повторить, уникальные произведения искусства.
В работе над проектами Марино помогают 160 сотрудников – именно столько человек трудятся в его основанном в 1978 году архитектурном бюро Peter Marino Architect PLLC. Каждый может по полочкам разложить само понятие «роскошь» и точно знает, из чего состоят интерьеры, которые делаются для избранного круга людей, богатых и начитанных, видевших мир и знающих цену как вещам, так и личному комфорту. В уравнении множество переменных – иногда это листовое золото, украшающее потолок бутика Barneys в Нью-Йорке, а иногда сотни тысяч светодиодов на фасаде офиса Chanel в Токио, – но есть и константы: дорогие роскошные фактуры (от золота и хрусталя до мрамора и дерева) и сплав эпох и культур (от любимого со студенческих лет венецианского барокко до немецкого модернизма). Все это позволяет архитектору создавать интерьеры, которые можно назвать вневременной роскошью, актуальной и неустаревающей. В прошлом году архитектор раскрыл секрет своего мастерства в книге «Peter Marino: Art Architecturе». Надо думать, большую часть повествования он посвятил искусству как части архитектурного концепта – одному из важнейших личных принципов.