Лионель Жадо: «Основная идея сообщества Zaventem Ateliers состоит в том, что оно действует как “ускоритель частиц”»
Каждый сезон команда выставки Maison&Objet выбирает дизайнера года — в этот раз им стал бельгиец Лионель Жадо. Во время предстоящего события с 5 по 9 сентября он не только получит почетную награду, но и представит специальный проект — павильон, отражающий его смелую и экспериментальную философию гостеприимства. В преддверии выставки редакция Design Mate поговорила с Лионелем о том, что для него значит устойчивый подход в дизайне, в чем заключается главная ценность его творческого коллектива Zaventem Ateliers и как ремесло может идти рука об руку с новыми технологиями.
Лионель, вы говорите, что в своей практике предпочитаете хаос и случайности, а не порядок. Как обычно выглядит ваш творческий процесс?
Мое творческое видение очень широко. В своей практике я «играю» с разными направлениями, следую собственному инстинкту, вдохновляюсь случайными встречами и открытиями. Поскольку у меня нет специального образования в сфере дизайна, я чувствую себя свободным от любых ограничений, связанных с определенной формой и видением процесса. Я также делаю большую ставку на локальное производство, стараюсь привлекать внимание публики к молодым дизайнерам, исследую и разрабатываю новые материалы. Мне нравится подталкивать своих клиентов к новым свершениям.
Фото: Mireille Roobaert
Участники основанного вами коллектива Zaventem Ateliers работают с совершенно разными техниками и материалами. Что их объединяет?
Zaventem Ateliers — это своего рода семья, объединенная сильным желанием каждого ее члена превзойти самого себя в своей области творчества. Поскольку кураторская роль требует больших усилий, между мной и участниками коллектива нет соперничества и зависти. Конечно, сосуществование под одной крышей тридцати двух личностей, у каждой из которых собственное эго, — это довольно напряженно. Однако ясность видения всех участников подталкивает нас к открытым дискуссиям, которые стимулируют дух коллективного соревнования.
Расскажите, как вы отбираете дизайнеров в Zaventem Ateliers — кто может стать участником сообщества?
Заявки дизайнеров оценивает отборочная комиссия, состоящая из шести человек. Для нас важно, чтобы сфера деятельности потенциального участника коллектива отличалась от других: так он сможет привнести свежую энергию и способствовать развитию Zaventem Ateliers. Идея сообщества заключается в том, что оно действует как «ускоритель частиц» — все связаны между собой и учатся друг у друга. К слову, в моем проекте для выставки Maison&Objet примут участие как «мастодонты» нашего коллектива, так и совершенно новые имена.
Концепция павильона для Maison&Objet
В чем, на ваш взгляд, состоит преимущество подобных дизайнерских коллективов и творческих сообществ? Чем участие в них может быть полезно как начинающим, так и состоявшимся авторам?
Совместное времяпрепровождение, обмен знаниями и мнениями, сотрудничество, вечеринки, мероприятия, посиделки у камина: динамичную жизнь коллектива можно сравнить с семьей. И, конечно, немаловажно, что честность подобного сотрудничества стоит в стороне от любого финансового вмешательства.
Что лично вы больше всего цените в Zaventem Ateliers?
Все те мелочи, которые происходят каждый день. Или, например, возможность наблюдать в общем чате, что все готовы помогать друг другу: в этом и заключается сила сообщества.
Я горжусь тем, как молодые творцы пробиваются вперед и добиваются общественного и профессионального признания.
Фото: Zaventem Ateliers
Как возникла идея расширить проект и запустить концепцию Baranzate Ateliers на Неделе дизайна в Милане?
Однажды вечером мы сидели у камина, общались и просто вместе решили отправиться в путешествие, чтобы показать наши работы, повеселиться и получить массу удовольствия! Последние несколько лет мы ездим в Милан регулярно, и именно там мы решили воплотить в жизнь концепцию Baranzate Ateliers. Мы в буквальном смысле переносим нашу деятельность на новую площадку, чтобы попробовать взаимодействовать друг с другом по-другому. Так, в этом году мы разместились на заброшенном промышленном объекте площадью 7000 квадратных метров.
Сегодня культура переработки отходов, повторного использования материалов и других устойчивых практик в дизайне словно переживает новый бум — вы же придерживались этой философии всегда. Как появилось это стремление к экологичности?
Это тесно связано с моим детством, проведенным в семейной мастерской по изготовлению стульев. С шести лет я собирал все, что валялось там, а затем и то, что находил на улице.
Я всегда воспринимал отходы как чудо в процессе создания; как необработанный алмаз, готовый к огранке и полировке.
В своей интерьерной практике я применяю этот подход следующим образом: во-первых, стараюсь максимально использовать то, что уже дает пространство; во-вторых, всегда интегрирую какой-то объект, изготовленный из остатков материалов; в-третьих, привлекаю к участию в проекте как можно больше локальных дизайнеров.
Royal Belge. Фото: Amber Vanbossel
Вы уделяете большое внимание сохранению ремесленного наследия. Как новые технологии в дизайне вписываются в это видение?
Традиции — это часть нашей человечности, поэтому необходимо, чтобы они вписывались в нашу сегодняшнюю реальность. Ремеслу тоже нужны новые технологии: творчество — это непрерывное движение, и оно остается современным всегда.
Постоянно находясь в окружении дизайнеров разных поколений, каким вы видите развитие индустрии в Бельгии сегодня?
Бельгия — это огромная творческая среда; это молодое поколение очень талантливых дизайнеров, которые расширяют границы исследований и творчества. То же самое можно сказать и про многие другие страны.
Ваш проект на выставке Maison&Objet, среди прочего, раскроет вашу философию гостеприимства. В чем она заключается?
То, что я собираюсь представить на выставке Maison&Objet, — это сказочное видение того, что происходит в моей голове во время творческого процесса. Это сочетание идеи и материала, которое воссоздает мое видение современного гостиничного номера. На мой взгляд, его оформление можно создавать по-новому — с использованием экологичных материалов и биоресурсов и основываясь на новаторских исследованиях.
Фото: Mireille Roobaert
Расскажите о ваших ближайших планах и проектах. Над чем вы сейчас работаете?
Я нашел название, которое наиболее точно соответствует моей дизайнерской практике: Антропоценовый адхоцизм (Anthropocene Adhocism). Моя работа посвящена двум наблюдениям: современному миру, сформированному массовым потреблением, и миру, который не заботится о правилах и хочет все изменить. Антропоцен — это новая геологическая эпоха, характеризующаяся появлением человека как главной движущей силы изменений на Земле, превосходящей геофизические силы и создающей беспрецедентный планетарный беспорядок. Некоторые люди называют антропоцен политическим понятием. На самом деле мы забываем о том, что проблема устойчивого развития человечества, в общем и целом, выходит за рамки проблемы изменения климата. Нам нужно порвать с традицией «краткосрочной перспективы» и, напротив, думать о долгосрочной перспективе. Нам нужно принять глобальное видение изменений, основанное на локальных действиях. Нам нужно заново изобрести концепции, на которые опираются сегодняшние лидеры: что означают территория, границы и суверенитет в эпоху антропоцена? Нам нужно изобрести совершенно новую Землю.
Фото: Mireille Roobaert
Я собираю предметы, обрезки, отходы — найденные, купленные, полученные в дар. Все, что использовалось за последние 30 лет, я каталогизирую в своей мастерской, составляю список, упорядочиваю. А потом я строю заново и создаю коллизии, столкновения. Моя волшебная сила — прозорливость.
Я пишу истории, которых не существует. Создаю свое видение мира, где все, что нам нужно, нельзя купить: все уже есть вокруг нас.
Фото: Mireille Roobaert
Адхоцизм для меня — это определенная идея простоты, честности и, прежде всего, свободы. Это инновационное использование ограниченных ресурсов, доступных в данный момент для решения текущих задач. Адхоцизм использует существующую систему и добавляет элементы из другого контекста, чтобы придать ей новую цель. Творческий подход, стимулирующий гармонию между деталями, честное и наглядное объединение элементов, без маскировки. Детали ясно показывают, что они из себя представляют и для чего они предназначены, откуда они берутся и как соединяются друг с другом. С помощью них я рассказываю новую историю.
Что касается планов Zaventem Ateliers, то мы будем продолжать двигаться вперед и расширять свои возможности. Сейчас мы работаем над новым проектом в сфере гостеприимства в Португалии, Barrosinha, пытаемся развить эту концепцию в больших масштабах – с мастерскими, отелями, тавернами – и призываем инвесторов присоединиться к нам.
Портрет на обложке: Tim van de Velde.