«Если что-то выглядит глупым или смешным – в этом заключена отличная идея!» Джон Ингледью о британском дизайне, своем опыте преподавания и новых идеях
На этой неделе в Екатеринбурге в рамках форума «ИСКУССТВО, ДИЗАЙН, АРХИТЕКТУРА» прошёл мастер-класс по креативу и генерированию идей от английского дизайнера, профессора искусства, дизайна и медиа Университета Глостершира Джона Ингледью. За день до мастер-класса организатор форума Международный центр «Интерстади» устроил для корреспондента Design-mate встречу с Джоном, в ходе которой за чашечкой кофе состоялся разговор о современном дизайне и особенностях мультикультурной творческой среды. Первым делом Джон Ингледью подарил нашему корреспонденту свою новую книгу «How to Have Great Ideas», рассказав, что как раз в ней ему удалось собрать самые яркие современные креативные идеи.
Джон, у Вас постоянно проходят мастер-классы в разных уголках мира, Вы всё время придумываете новые проекты. Чем Вы увлечены сейчас? Я читала, что Вы делаете мебель из переработанных материалов.
Да, это был недавний проект, который я делал с моими студентами. Очень интересный проект, прежде всего, потому, что он заставляет нас задуматься о ценности тех вещей, которые нас окружают. Мне кажется важным заставить студентов задуматься, как они воплощают свои творческие идеи, из чего они их создают. Ведь если мы возьмём какие-то новые сырые материалы и сделаем из них, допустим, стул, то потом, когда он станет ненужным и его выкинут, он проведёт в земле много лет, пока окончательно не исчезнет – об этом нужно задуматься ещё на начальном этапе. Знаете, у меня очень много творческих специальностей: я фотограф, дизайнер, создатель фильмов, но все эти специальности объединяет одно – идеи. Обычно мы идём по улице и не замечаем ничего вокруг, но, если присмотримся, то увидим движения уличных танцоров, рекламу на здании, архитектурные линии, одежду, дизайн которой, может быть, нас заинтересует – и всё это может в любой момент зародить в нас какую-то новую идею. Моё увлечение и есть идеи, я очень их люблю, и как раз этот момент инсайта, процесс генерирования идеи мы со студентами и воссоздаём на мастер-классах.
Такое удивительное сочетание специальностей помогает Вам замечать какие-то новые интересные особенности в мире?
Все творческие люди – эксперты в замечании разных деталей, эксперты в замечании того, что другие даже не видят. Именно это мы пытаемся развить в классах. Если вы взглянете на креативного человека, то увидите, что он невероятно разносторонен и именно союз его увлечений, его интересов может создать великую идею. Я верю, что у человека не должно быть никаких ограничений, он должен мыслить широко. Зачем нам границы в том, что мы делаем? Все творческие дисциплины объединены тем, что они работают гораздо лучше, если выйти за рамки обыденного.
А как понять, что эта конкретная идея – отличная?
Отличные идеи всегда вызывают реакцию, нам хочется проводить больше времени с этими идеями, а мелкие и незначительные идеи отскакивают от нас (показывает фото, где он сидит верхом на велопарковке в форме велосипеда). Вот видите, вы все посмеялись – это и есть реакция на идею! Если что-то выглядит глупым или смешным – в этом заключена отличная идея.
Есть ли какая-то разница между инсайтами в разных традициях, в разных культурах?
Каждый человек креативен. Все дети изначально очень креативны, и любой ребёнок знает, как играть с окружающим миром. Он видит игру в траве, в стене, во всём, что вокруг. Если дать ребёнку картонную коробку, он сможет сделать из неё самолёт, дом, палатку, лодку, независимо от того, из какой он страны: Китая, Англии, России или Америки. Все дети креативны, а задача образования – помочь им продолжать двигаться в этом направлении. Мне очень повезло, я много путешествую и вижу, что школы искусств в разных странах помогают людям развивать свои идеи, раскрывать свой творческий потенциал. Должен признать, что Англия, хоть и является совсем крошечной страной, делает очень много для продвижения креативности. Если посмотреть на историю искусства, дизайна, архитектуры и т.д., то для небольшой страны у нас очень много знаменитых творческих людей.
Кого бы Вы привели в пример из английских дизайнеров?
У нас много дизайнеров родом из Англии – Джон Гальяно, Александр МакКуин, Норман Фостер, Джонатан Айв – дизайнер iPhone и MacBook от Apple. Томас Хэттэвэй, я считаю, – прекрасный пример английского креатива. Разумеется, есть и те, кто приехал из других стран, но уже очень долгое время живёт в Англии. Многие из них отмечены в моей книге. Например, автор из Израиля – Рон Арад, который уже 30 лет творит в Британии, создал новый тип колеса для велосипеда. Казалось бы, что ещё можно привнести в колесо, которое существует уже около 100 лет, но Рону пришла в голову эта отличная идея. Одна из его замечательных работ – классическая люстра, которая транслирует смс.
Вы много говорите о творческом потенциале детей, но можно ли развить креативность во взрослом, сформировавшемся человеке?
Конечно! Нужно просто найти игривость в этом человеке, потому что креатив и игра очень близки. Интересно, что когда ты учишь взрослых, невероятно много времени занимает именно процесс возвращения их в детское состояние игры. Чем дальше мы уходим от детства, тем сложнее снова найти его в себе.
Джон, Вы давали мастер-классы в десятках разных стран. Другие культуры привнесли что-то в эстетику Вашего изначально британского дизайна?
Мой опыт преподавателя позволяет говорить о невероятных результатах при объединении различных культур в рамках проекта. Одно время мы работали только с британскими студентами, но теперь, когда к нам приезжают студенты из России, Казахстана, Кореи, Китая, Сингапура и других стран, мы можем работать с их удивительным опытом и видением мира. Творческое образование должно быть основано на мировой культуре, потому что у каждого народа есть, что привнести в дизайн. Прежде всего, это тысячи вариаций понимания проблемы, возможность взглянуть на предмет с разных сторон. Безусловно, собрать все эти мнения воедино – фантастика! Я большой сторонник интернационального обучения, ведь, если вы умеете общаться с разными культурами, вы лучше понимаете мир. У всех стран разное отношение к цвету, форме, к масштабам…
Например?
Например, студенты из России и Китая очень масштабно мыслят, потому что их страны сами по себе огромны, эти нации велики. Если же взять Англию, то в ней нет ни одного места, которое бы находилось дальше, чем в часе езды от моря, поэтому мы воспринимаем мир через сушу и воду, что для других стран кажется непривычным. Отсюда и разное воображение. Когда несколько типов мышления, несколько типов восприятия мира объединяются, мы получаем интересный результат и, безусловно, совершенно новый дизайн.
Можете ли Вы рассказать о Вашем опыте создания подобного многонационального проекта?
Да, у меня много примеров. Самый яркий из них – проект, который мы создавали в Китае с брендом Converse, выпускаемым там маркой Nike. Нашей задачей было придумать, как продвигать кеды. Китайские и английские студенты работали вместе в форме мастер-класса, где нельзя было использовать слова – только рисовать. Студенты не говорили на другом общем языке, кроме языка искусства, и, чтобы передать свою идею другим, её нужно было визуализировать. В результате, у нас получилась очень интересная идея о разных сигналах и знаках, которые молодые люди могут подавать друг другу через кеды. Мы сделали тогда отличный проект, который теперь можно увидеть везде – в рекламе, в медиа, в магазинах. Я думаю, было бы очень здорово привезти английских студентов в Россию и сделать подобный проект с ними. Мне как преподавателю нравится, что получается всегда совершенно неожиданный результат, всегда находятся какие-то внутрикультурные вещи, которые два студента могут объединить в невероятную концепцию.
Современная культура – это, прежде всего, игра с традицией. В английском дизайне и архитектуре сегодня часто играют в такие постмодернистские игры? Обучают ли этому в вузах?
Я думаю, что задача обучения не в том, чтобы мы заставляли студентов присоединиться к уже существующей традиции, потому что они могут это сделать и без образования. Наша задача – показать студенту, как привнести в дизайн что-то совершенно новое, а не как дорабатывать старое. Университеты и школы искусств существуют для того, чтобы бросать вызов традиции. По моему мнению, самый лучший дизайн в стране должен быть создан теми, кто закончил какой-то творческий вуз, потому что именно там научат идти против системы и делать что-то новое, а не штамповать уже созданное индустрией.
К слову, об университетах: повлияет ли как-то выход Великобритании из Евросоюза на количество иностранных студентов в дизайн-вузах страны?
Я человек искусства, а не политик, и я полагаю, что у творчества не должно быть никаких рамок. Ограничивать нужно плохих людей, чтобы они к нам не приходили, а для всех остальных – абсолютная творческая свобода, которую только политики и хотят загнать в рамки. Что касается общего потока, то мы довольно молодой университет со своим новым видением, набирающий популярность у студентов из разных стран, и пока что ничего не поменялось. Во всяком случае, мы этого не заметили.
И вопрос напоследок: как бы Вы охарактеризовали современный английский дизайн?
Хм. Как у преподавателя у меня есть девиз, который я всегда озвучиваю студентам: «От вас ожидается максимальная креативность». Максимум креатива – это и было бы для меня идеальным описанием английского дизайна.
За предоставление материалов и площадки для фотосъемки Design-mate.ru благодарит Уральский филиал ГЦСИ и Международный центр обучения за рубежом «Интерстади».