Дизайн и политика Barber & Osgerby
Джей Осгерби и Эдвард Барбер познакомились в Королевском колледже искусств в Лондоне. Проведя несколько студенческих лет рука об руку, Барбер и Осгерби поняли, что обладают схожими представлениями о дизайне и в 1996 году основали одноименную студию Barber & Osgerby, которая со временем вместила в своем портфолио широкий диапазон дизайн-проектов: от настенной плитки для Stella McCartney и освещения для Louis Vuitton до двухфунтовой монетки в честь 150-летнего юбилея лондонской подземки и олимпийского факела Летних Олимпийских игр 2012.
Все началось со стола. Первую совместную работу - Loop Table - Джей и Эдвард изначально проектировали для ресторана в Южном Кенсингтоне. Однако бюджет проекта не позволил им реализовать стол, и его картонный макет простоял на полке в студии год, пока макет, а затем прототип, не увидел Крис Маккурт, владелец мебельной компании Isokon Plus. Крис включил стол в каталог компании и продолжил со студией работу над другими проектами. Во время Лондонской ярмарки дизайна, на Loop Table обратил внимание Джулио Каппеллини, прославленный итальянский дизайнер и архитектор. В 1997 году он включил стол в свою коллекцию на ярмарке мебели в Милане, положив начало долгому и успешному сотрудничеству Barber & Osgerby с легендой мебельного дизайна.
Это был отличный старт. Loop Table вошел в постоянную коллекцию Музея Виктории и Альберта, крупнейшего в мире музея декоративно-прикладного искусства и дизайна, а их деятельность начала набирать обороты. В 2011 году дизайнеры представили на Salon Se Mobile дизайн стула Tip Ton, принесший им мировое признание. Стул-качалка из полипропилена создан дуэтом совместно с Vitra и призван обеспечивать правильную посадку и стимуляцию кровообращения во время учебы или сидячей работы. В том же году Barber & Osgerby и Vitra выпустили серию столов Map Table, комбинируемых между собой в нужные формы и складывающимся один поверх другого для компактного хранения в учебных заведениях и офисах.
В этом году студия отмечает 20-летие своего существования, за эти годы дуэт успел получить 47 престижных наград, включая Орден Британской империи, и поработать с большим количеством мировых брендов и мебельных производителей, выполняя частные и государственные заказы. Помимо тех, что мы уже перечислили выше, в их число вошли Venini, Swarovski, Coca-Cola, B&B Italia, Levis, Knoll, Established & Sons и другие.
Это они делали новую стойку ресепшена в Королевском институте британских архитекторов RIBA, это их стулья стоят в Бодлианской библиотеке Оксфордовского университета, это их вещи входят в крупные музейные собрания, и вкупе с орденом, олимпийским факелом и юбилеем метро можно предположить, что Барбер и Осгерби утопают в золоте, шелках и государственной любви, но, к сожалению, все не настолько радужно, как хотелось бы.
На Лондонской биеннале дизайна 2016, в которой приняли участие 37 стран от Южной Африки до Пакистана, инсталляция британской студии Barber & Osgerby стала одной из немногих работ, созданных без финансовой помощи государства. Дуэт обвиняет британское правительство в сокращении или полном закрытии финансирования творческого образования и тотальном непонимании того, насколько важен дизайн для экономики и идентификации страны. По мнению Барбера и Осгерби сегодняшняя политика Великобритании в отношении дизайна и искусства в целом вернулась во времена Маргарет Тэтчер, где к нему относились как к поверхностной буржуазной причуде.
Инсталляция для Лондонской биеннале дизайна ‘Forecast’ представляет собой конструкцию, управляемую силой ветра. На ее создание дуэт вдохновили инструменты для измерения погоды.
Барбер и Осгерби называют друг друга “братьями, которым не нужно ломать голову, что подарить на Рождество маме и папе”. Они похоже одеваются, работают за одним столом, сохранив студенческую привычку, но, что важнее всего, Джей и Эдвард одинаково озабочены местом дизайна в жизни страны и вместе пытаются изменить общее представление о том, что людям творческих профессий подобает быть голодными страдающими артистами.
фото Tom Cockram