Bompas & Parr: маги еды
Щепотка эксцентричности, толика провокации и много-много фантазии – лишь обладая этими качествами, можно было сделать желе символом британского фуд-дизайна.
В ноябре прошлого года светская и деловая элита Москвы стекалась в «Электротеатр Станиславский» на необычное представление. Для полутора сотен гостей разыграли ужин-спектакль по мотивам эстетского романа Жориса-Карла Гюисманса «Наоборот». Действие происходило в черном зале, черными были стол, стулья и большая часть блюд. Черные тосты из семян льна с черной ежевикой, черной икрой и крем-сыром, пате из скумбрии, соус с чернилами каракатицы, хрустящие черные «водоросли», черное ризотто с палтусом и соусом из мидий, оленина с черными лисичками и пюре из корня сельдерея под соусом беарнез из обожженного сена и черного трюфеля – так выглядел черный банкет британских кулинарных художников Сэма Бомпаса и Гарри Парра.
Гастрономические представления дуэта принесли эксцентричной паре мировую известность. Изучать изменения вкуса под влиянием синестетических эффектов Бомпас и Парр начали в школьном оркестре. Гарри играл на виолончели, а Сэм на скрипке. Получалось неплохо, но недостаточно хорошо, чтобы стать музыкантами. В университете, где Парр изучал архитектуру, ему пришла в голову мысль устраивать обеденные вечеринки. Бомпас и Парр готовили изобретательные карри, но всеобщие восторги вызвал десерт – черничное желе. Стало понятно, за дрожащими полупрозрачными конфетами – будущее.
Делать просто конфеты было бы слишком обыденно, поэтому Бомпас и Парр устроили нечто небывалое. Им удалось связаться с грандами архитектуры уровня Ричарда Роджерса и Нормана Фостера и уговорить их создать формы для желе по мотивам созданных ими знаменитых зданий. Собор св.Павла и сорокаэтажное веретено небоскреба St. Mary Axe из желе привлекли внимание, а Бомпас и Парр превратились в рыцарей желе. Они говорили о возрождении забытого блюда английской гастрономии, а сами, тем временем, экспериментировали со вкусами, ароматами и технологиями.
Для этой парочки нет ничего невозможного: их коктейли можно вдыхать, огурцы в их руках становятся источниками энергии для лампочек, жевательная резинка меняет вкус, мороженное светится, а настоянный на коллагене джин разглаживает морщины! Кстати, джин стал для них еще одним важным источником вдохновения: дуэт изобрел облако из джин-тоника, в котором можно ходить, впитывая аромат и вкус через дыхание и кожу.
Чтобы воплощать свои проекты в жизнь, Бомпас и Парр обзавелись целой командой поваров, дизайнеров, технических специалистов и архитекторов. От предметного фуд-дизайна они перешли к созданию объектов гастрономии, способных коммуницировать и контекстуализировать себя в культуре. Самым важным проектом дуэта сейчас является создание британского музея еды. Его экспозиция была временно размещена на знаменитом лондонском рынке Бороу, но сейчас ищет постоянного пристанища. Бомпас и Парр одержимы идеей создания музея: если искусство выставляется в музеях, почему еда, самый фотографируемый объект на земле, его недостойна? Музей должен не только показать историю еды и продуктов, распространять знания о здоровой пище и питании, но и исследовать роль кулинарии в культуре. Музей видится дуэту как платформа для экспериментов и инноваций, связанных с едой.
Из причудливой смеси Сальвадора Дали, Вилли Вонка и Джейми Оливера Бомпас и Парр выросли в значимую величину мирового фуд-дизайна, способную изменить наши представления о еде, науке, искусстве и, что тоже важно, наше чувство юмора.