Q&A: Ася Заславская
Бэкграунд Аси Заславской, связанный с реставрацией и архитектурой, во многом определил ее мультидисциплинарный подход. В своей творческой практике художница обращается к разным направлениям и формам, от живописи до тотальной инсталляции. Часто красной нитью в ее произведениях проходят размышления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Эта тема характерна и для нового выставочного проекта «Природа будущего» в пространстве «Солодовня», в рамках которого Ася переосмыслила архив советского художника и дизайнера Геннадия Мишенева.
Расскажи, чем ты занимаешься, в какой технике работаешь?
Как художник, я работаю с разными материалами и темами. Мое образование (Архитектурная школа МАРШ и реставрационное училище) дает в этом определенную свободу. Я рисую, делаю скульптуры, паблик-арт, ленд-арт и инсталляции.
Когда ты решила, что станешь заниматься искусством?
Искусство захватывало мою жизнь очень постепенно.
На кого ты училась, и как это отразилось на твоем творчестве?
Изначально я училась в школе с углубленным изучением испанского и сейчас в своих работах постоянно возвращаюсь в теме образования, непосредственно связанной с коллективным «школьным» опытом. Потом было реставрационное училище, где я освоила разные материалы и техники, что сформировало мультидисциплинарный подход. Следующий этап — Архитектурная школа МАРШ, которая связала меня с темой дома, архитектуры и сомасштабности в глобальном смысле.
Еще я с одиннадцати лет вместе с братом ходила в Художественную студию «ДЭЗ №5»: именно там я начала создавать первые проекты; у меня появилось представление об искусстве и желание делать объекты. Также могу отметить творческую студию «Академия» и Молодежную команду «Гаража» — последняя позволила лучше понять, как устроен музей изнутри.
Где ты работаешь над своими проектами?
У меня есть мастерская на Винзаводе: обычно я работаю там, но также люблю рисовать дома. Над проектом для выставки «Природа будущего» я работала в мастерской резиденции Культурного центра «Солодовня». Это уникальная возможность работать с архивом, проводить исследование и одновременно иметь постоянный доступ к выставочному пространству.
Какой свой проект ты любишь больше всего?
Каждый проект посвящен разному. Невозможно выделить один: часто бывает так, что тот или иной проект оказывается ближе в определенном состоянии или ситуации. Сейчас, наверное, это целая выставка — та же «Природа будущего» в Солодовне. Она отвечает на вопросы, которыми я задавалась последние полгода и даже больше.
Какая у тебя цель в творчестве?
Отвечу фразой: «У самурая нет цели, только путь».
Какие у тебя хобби и как они влияют на твою творческую практику?
Мне интересно слишком многое, поэтому определенного хобби у меня нет. Я люблю спорт, который дает возможность переключиться и не думать ни о чем, кроме того, что происходит в этот конкретный момент. В прошлом году, когда научилась играть в шахматы, появился проект «Эндшпиль». Фигуры были привязаны к доске маленькими цепями, как люди невидимыми связками к дому. С развитием игры эти связи путались, но сама фигура никогда не теряла связи со своим «домом», даже когда покидала игру. Сейчас еще хочу научиться собирать грибы и начать разбираться в них.
Какие книги сейчас лежат у тебя на прикроватном столике?
Сборник «Campo santo» В.Г. Зебальда, «Анна Каренина» Льва Толстого и «Гриша Брускин» Ирины Карасик.
Откуда ты узнаешь, что происходит в мире?
О том, что происходит в мире, я обычно узнаю от семьи и друзей.
Расскажи что-нибудь, что ты узнала недавно и что тебя поразило.
Меня чаще всего поражают всякие глупости, которые могут показаться даже очевидными.
Войд. Свет, гравировка, стекло, 2023
Портрет на обложке: Катя Стрельцова.