
Q&A: 01001LAB
01001LAB — бренд предметного дизайна, который появился в 2023 году на базе дизайн-студии 01001011studio. Саша Раев и Тося Млинарич задумали свой проект на стыке искусства и инноваций: дуэт работает преимущественно с 3D-печатью, соединяя технологию с ремеслом и превращая ее в соавтора объектов.
Расскажите, чем вы занимаетесь, в какой технике работаете?
Мы занимаемся предметным дизайном. Создаем арт-объекты на заказ для интерьеров как дизайн-студия, а также тиражируемые предметы для своего бренда 01001LAB. Что касается стиля, то это зависит от проекта. В работе на заказ мы отталкиваемся от заданной концепции и стилистики пространства, с которым взаимодействуем. А бренд 01001LAB появился как ответ на наш внутренний запрос создавать что-то свое, без оглядки на какие-либо условности, иногда просто следуя импульсу. Здесь мы воплощаем любые идеи, пробуем техники, экспериментируем. Нам нравится свободно сочетать разные стили и супернесочетаемые вещи, как типичным обитателям постмодернистского пространства. Интересно, что при этой свободе и вседозволенности в итоге у нас получаются очень прикладные объекты для дома.
Когда вы решили, что станете заниматься именно этим?
Тося: В 2016 году. Мне было лет 18, и появилась возможность сделать серию декоративных объектов для ресторана «Горыныч». Я тогда училась в Британке и вовсю занималась керамикой, и это был первый такой серьезный заказ. Конечно, произошло миллиард ошибок: мы все делали вручную и страшно долго, все взрывалось в печках, но это было очень классно и весело. Тогда мы поняли, что хотим этим заниматься, и керамика как материал открылась для нас с интересного ракурса. Именно этот материал хранит воспоминания о быте и устройстве жизни. Именно черепки находят при раскопках, потому что они отлично сохраняются. Мы смотрим на керамический объект как на артефакт, заключающий в себе культурный срез момента. В этом есть особая мотивация: диалог художника с собой и зрителем, почти эгоистичное желание остаться в вечности. А керамика, как материал с максимальной сохраняемостью, идеально подходит для этого.
На кого вы учились, и как это отразилось на вашем творчестве?
Тося: Я изучала дизайн в Британке, но бросила учебу, когда поняла, что могу работать. Мне всегда были интересны форма, объекты, необычные решения, работа с проблематикой, взаимодействие человека и пространства. Мне кажется, это какие-то базовые концепты дизайна и архитектуры. Но в моем случае большое влияние оказала семья: мои мама и папа — архитекторы, а бабушка была главным конструктором Дома моделей.
Саша учился в МАРХИ на архитектора, занимался формами, геометрией. В отличие от меня, он закончил учебу, и она дала стартовый образ мышления, а еще обилие творческих друзей и погружение в среду.
Где вы работаете над своими проектами?
Раньше у нас была мастерская на территории НИИДАРа, что было очень классно! Мне было 18, а Саше 21, и у нас был такой период, немного панковый. Промзона с кучей каких-то художественных мастерских, огромное пространство с выходом на крышу, которое мы переделали под себя, жили там и работали. Это было очень красиво, стильно и ощущалось как свобода в действии. Мы делали много масштабных керамических проектов. К нам постоянно приходили очень разные люди. Там формировалось наше эстетическое ощущение мира. А потом в какой-то момент одновременно НИИДАР решили сносить, а у нас почти все заказы перешли в формат 3D-печати, и сейчас весь процесс происходит на компьютере.
Какой свой проект вы любите больше всего?
01001LAB. Это проект, в котором мы реализуем именно свои замыслы. Это платформа для наших исследований и экспериментов, здесь мы сами себе заказчики. Среди проектов, над которыми мы работаем в студии, сложно выделить любимый. Они все уникальны, и в каждом есть какой-то свой прикол, с каждым связаны новые люди, которых мы узнали, и какие-то проблемы, которые нам приходилось решать. Они все очень дороги, но самый любимый — это, конечно же, 01001LAB.
Какая у вас цель в творчестве?
Саша: Мне кажется, творчество для нас не про цель, а про путь. Хочется получать удовольствие от того, что делаешь. Не так важен результат, который ты получишь, важнее находиться в этом процессе постоянно.
Тося: Интересный вопрос. Для меня это еще и диалог с самой собой, и творчество — это своего рода терапия и медитация. Через этот диалог ты лучше понимаешь себя, свое место в мире, его смысл. Когда художник работает над произведением, он за секунду принимает миллион разных решений. Скульптор не всегда задумывается, почему он именно сейчас вырезает из мрамора именно эту складку на ткани, это происходит интуитивно, благодаря этой тонкой сонастройке художника со своим медиумом. И мне кажется, это очень красивый процесс. Так что я соглашусь с Сашей, это самое главное. А еще творчество для меня — это попытка запечатлеть себя в бесконечности, в пространстве, даже попытка найти бессмертие через свое проявление в мире.
Какие у вас хобби и как они влияют на вашу творческую практику?
Саша: Компьютерные игры!
Тося: Да, Саша прав. Это очень правильный пункт, потому что геймдев-эстетика точно присутствует в наших работах и в образе мышления, в образе развития бренда и в подходе. Это, безусловно, эстетика олдскульных игр, вроде Lineage, Diablo, Zelda, а также более современных — например, Death Stranding. Но в целом, для меня хобби — это и есть моя работа. Часто, когда у меня есть свободное время, хочется создать какую-то геометрию на компьютере или слепить что-нибудь, нарисовать или придумать вместе с кем-нибудь коллаборацию. Мне кажется, когда твоя работа и есть твое хобби, все очень легко подружить у себя в голове. И это никогда не надоест.
Какие книги сейчас лежат у вас на прикроватном столике?
Тося: Я сейчас дочитала книгу Рёко Секигути «961 час в Бейруте». Очень классная книжка японской писательницы, которая давно живет в Париже. Она поехала в Бейрут, чтобы изучать культуру и менталитет людей через бытовой подход к кулинарии, через вкусы, разговоры о еде, коммуникацию, построенную вокруг еды. Теперь мне тоже очень хочется поехать в Бейрут, конечно. Мы работаем с ресторанами, и, мне кажется, важно любить еду.
Саша: Если говорить про книги, то из художественной литературы мне ближе всего научная фантастика, особенно советский футуризм. Например, Станислав Лем. Он рисует будущее не только через технологии, но и размышляет о том, что будет происходить с человеком в этих новых мирах, о его страхах, всяких странностях, идеалах. Я на этом вырос.
Расскажите про фильм, который вы посмотрели недавно и рекомендуете.
Тося: Я недавно пересматривала фильм «Корпорация „Святые моторы“». Очень запутанный мистический фильм. Куча символов, которые вроде бы обещают развязку, но в итоге, мне кажется, ничего не обозначают. Такая смутная мысль о том, как работает кино и насколько искусственным бывает сам процесс. Но очень красивый фильм, и все время интересно, все время держит в фокусе, но при этом непонятно, к чему это все.
Саша: Я сейчас прохожусь по аниме. Недавно пересматривал «Тетрадь смерти», а теперь, чтобы отдохнуть от этого напряжения от кучи сезонов, смотрю «Провожающая последний путь Фрирен», очень красиво и медитативно.
Откуда вы узнаете, что происходит в мире?
Тося: Я узнаю в основном из разговоров на кухне.
Саша: У меня есть любимый подкаст, чтобы следить за повесткой, — про современные технологии, игры, большие корпорации.
Расскажите что-нибудь, что вы узнали недавно и что вас поразило.
Тося: Я недавно смотрела какой-то подкаст про математику, и оказалось, что в ней есть целый раздел, который называется «теория узлов», и он изучает просто узлы. И на самом деле это очень много где применяется, например, в шифровании и в криптографии. Меня это заинтересовало, я даже попыталась что-то посмотреть на эту тему, но сразу заснула.
Саша: Что мы засорили нашу планету, и вокруг нее летает огромное количество космического мусора, за которым можно понаблюдать на сайте в реальном времени. То есть в теории возможно такое, что в какой-то момент мы не сможем запускать ракеты из-за огромного количества мусора, который летает вокруг Земли.
Фото: 01001LAB; Elizabeth Haust.











