Клара Порсет: женщина, изменившая мексиканский дизайн
Клару Порсет называют пионером мексиканского мебельного дизайна неслучайно. Будучи уроженкой Кубы, большую часть жизни она прожила именно в Мексике, показав миру возможности традиционного ремесла этой страны. Сегодня богатое наследие Клары Порсет воплощается в многочисленных ретроспективах, архиве, обширной библиотеке и даже именной стипендии для молодых женщин-дизайнеров. В день ее рождения вспоминаем, чем запомнилась важная фигура модернизма прошлого века.
Дизайнер родилась 25 мая 1895 года в кубинском городе Матансас. В начале своего профессионального пути Клара Порсет много путешествовала и получила образование в лучших мировых учебных заведениях — Колумбийском университете в Нью-Йорке и Сорбонне. К 41 году дизайнер уже имела внушительный багаж знаний и опыта, включая знакомство в Германии с архитектором и одним из основателей Баухауса Вальтером Гропиусом.
Вернувшись в родную страну, Клара Порсет пробыла там недолго и почти сразу эмигрировала в Мексику. Именно здесь она смогла начать полноценную карьеру дизайнера, отправной точкой для которой стали национальная культура и народное ремесло этой яркой страны.
Эскизы Клары Порсет, созданные для конкурса Organic Design in Home Furnishing в 1941 году, MOMA (Нью-Йорк)
Метод: функционализм и ремесло
Мебель Клары Порсет считается квинтэссенцией идей национального функционализма Мексики, который начал активно проявляться как отдельное от модернизма течение в 1930-х годах. В более широком контексте Порсет использовала дизайн как инструмент для смягчения классовых и культурных различий. Для этого она объединяла местные материалы, простую эстетику и промышленные технологии, которые сделали возможным доступное массовое производство.
Для Клары Порсет дизайн стал способом сохранить корни и показать свою заботу о традиционной мексиканской культуре.
Кресло Butaque по дизайну Клары Порсет, 1955-1956 года. Коллекция Gálvez Guzzy Family/Casa Gálvez, © The Art Institute of Chicago. Фото: Rodrigo Chapa
Клару Порсет особенно привлекала мебель, которая демонстрировала «острую чувствительность к климату региона, природным материалам, уровню технического развития и эволюции с точки зрения социальной структуры, эстетики и обычаев». Страсть дизайнера к местным материалам и ремесленным традициям нашла отражение в ее самом узнаваемом предмете — кресле Butaque. Для его создания Порсет привлекла мексиканских мастеров, которые сделали несколько версий — из дуба, красного дерева, лозы и кожи.
Вариация кресла Butaque, созданная Кларой Порсет для архитектора Луиса Баррагана
Кресло быстро завоевало любовь и популярность в Мексике и стало принимать различные вариации в зависимости от региона. Дизайн оценил и известный архитектор Луис Барраган, который затем нередко использовал предмет в своих проектах, — кроме того, Порсет создала отдельную версию кресла для дома архитектора.
Другие предметы по дизайну Клары Порсет можно найти в ассортименте современных мебельных компаний. Например, марка CB2 совместно с мексиканским брендом Mexadesign выпустила три изделия, созданных на основе эскизов и фотографий дизайнера из ее архива.
Мебель по дизайну Клары Порсет из коллекции бренда CB2
В 2020 году в мексиканском музее Jumex прошла масштабная выставка, посвященная творчеству Клары Порсет. Основой для экспозиции стали тексты, написанные дизайнером и опубликованные в международных изданиях, таких как Espacios, Arquitectura México, Decoración и Arts and Architecture. Кураторы стремились отразить в выставочном пространстве истинный смысл практики Порсет — дизайна, который создан вопреки социальным условностям, вдохновлен местными традициями, имеет яркую идентичность и предлагает новые возможности использования мебели. Проект продемонстрировал менее известную сторону работы Клары Порсет в качестве автора глубоких критических текстов о дизайне.
Фото: Elizabeth Timberman
Школа архитектуры
Важным этапом в практике Клары Порсет стала преподавательская деятельность в Школе архитектуры Национального автономного университета Мексики — одного из ведущих в стране. В 1969 году на базе школы запустилась программа промышленного дизайна, куда ее пригласили провести несколько семинаров. Классы получили мгновенный отклик, а многие студенты посещали занятия с Кларой Порсет даже после окончания университета. Этот опыт стал особенно ценным для дизайнера — после смерти она пожертвовала университету свое имущество, архив и библиотеку.
На протяжении всей своей жизни Клара Порсет стремилась сделать профессию дизайнера доступной для каждого. Университет Мексики продолжает эту миссию и сегодня, присуждая именные стипендии перспективным женщинам-дизайнерам.
Фото на обложке: архив Клары Порсет, CIDI UNAM.