«Ревность между компаниями существует, но что я могу поделать?» - Дима Логинов
Дима Логинов презентовал свою первую коллекцию для российского бренда Механика Света, рассказал нам о том, как интроверт может справиться с аудиторией в 400 человек, и какого вопроса больше всего боятся дизайнеры.
Дима Логинов ворвался в мир предметного дизайна несколько лет назад и сразу его завоевал. Автор коллекций светильников и других предметов для Artemide, VitrA, Elle Decoration, Studio Italia Design, Axo Light, обладатель iF Product Design Award и Red Dot Design Award.
Noha - это первая коллаборация с российским брендом?
Первая законченная. Еще несколько сейчас находятся на стадии девелопмента.
И как опыт?
По-разному, потому что кризис. Есть вещи, которые должны были выйти на рынок еще года полтора назад. Что хорошо, все начинают понимать, что пришло время поднимать российские продукты - сейчас, а не в жирные годы. Раньше никто бы серьезно не стал воспринимать эту идею.
То есть, ты поэтому начинал работать с зарубежными брендами?
Нет, это же не мой выбор. Кто ко мне обращается, для того я и создаю дизайн. Просто ко мне не обращались российские производители, а я никогда свой дизайн никому не предлагаю. Такой у меня склад характера. К тому же, это практически всегда бессмысленно, выхлоп нулевой - тебя просто не воспринимают серьезно! А вот если они сами захотят тебя производить…
Ну это ты успешный дизайнер, и все хотят с тобой работать. А начинающим как быть?
Ну я же тоже был молодым дизайнером. Просто случилось так, что мой дизайн уже на стадии концепции стал известен, еще до производства. Публиковался в успешных журналах, участвовал в разных конкурсах. Вот что я, возможно, умею сделать лучше других - это дизайн на уровне концепции: желанный, привлекательный. А дальше уже дело за тем, какой производитель его себе займет. Так, за 5-6 лет у меня вышло уже двадцать коллекций.
Ну есть же бренды, которые по нише своей деятельности совпадают. Как различаются твои коллекции?
Даже внутри одной компании они сильно различаются. Для Axo Light у меня вышла одна коллекция в виде горы, а другая - в виде матрешек. У меня нет проблем с тем, чтобы создавать разный дизайн. Мне даже нравится, что мне часто говорят: «Вот это очень для тебя неожиданно!» Поэтому я меньше озадачиваюсь вопросом собственного стиля и больше исследую.
А как решаешь, кому достанется гора, а кому - матрешки?
Это не я решаю. И то, и другое появилось на моем сайте в виде концепций - я придумывал не для конкретного бренда, а просто так. Они сами захотели это произвести. Принцип такой, если вы можете сделать то, что я придумал, хорошо и качественно - я с удовольствием!
Ревность между компаниями существует, но что же я тут могу поделать?
Насчет создания своего бренда ты не задумывался?
Честно говоря, глядя на многих дизайнеров, которые делают это внутри страны, мне этим не очень хочется заниматься. Я вижу, с какими трудностями они сталкиваются - они же просто герои! Производство, сбыт, продвижение - это другая работа. Я хочу делать то, что у меня получается лучше всего. Зачем мне заниматься реализацией товаров, если я в этом ничего не понимаю? Или, например, производством: я не знаю производственных деталей и процессов, часто я в них даже не влезаю, не мое это дело.
Как быть со стереотипом, что предметник должен разбираться в производстве, представлять, как вещь будет сделана?
Не должен! Моя лучшая черта - это создавать идею, образ дизайна, его тело. А уж, как это будет произведено - мне вообще наплевать. Часто даже сама компания на стадии разработки меняет рецепт и принцип. Скажем, ее не удовлетворяет результат, тогда приходится все менять. Я принимаю ключевые решения на стадии адаптации дизайна и его изменения, если это требуется. Но для решения технических вопросов есть технический отдел.
Что самое сложное в профессии дизайнера?
Не думать о том, что однажды ты надоешь. Самая отчаянная мысль, которая посещает дизайнера: «Что будет, если никто тебя больше не захочет? Чем ты будешь заниматься?» Я столько профессий приобрел за свою жизнь: могу продолжить стричь, если уж совсем по честноку; учился на дизайнера интерьеров, могу заниматься интерьерами. Интерьеры - это то, что интересовало меня всю жизнь. Но когда мне было 16-18 лет, кроме МАРХИ ничего не было, и мне это не подходило категорически. Поэтому я и пошел учиться на стилиста - учился долго, года три. Профессия называлась художник-модельер.
А когда ты ушел из парикмахерского искусства - как это было? Закричал: «Надоело!» - и захлопнул дверь?
Скандала не было, но мне действительно надоело. Для творческого склада ума это слишком рутинная профессия. И это постоянное общение с людьми. Сейчас мое общение с людьми сведено к минимуму.
Давай про тренды поговорим. Ты в них правда веришь?
Я их использую, я в них разбираюсь. Это не вопрос веры - скорее, понимания, что продается, а что нет. У меня на это чутье.
Но ведь тренд, если он уже сложился - это вчерашний день? Руководствоваться тенденцией для дизайнера это немного странная история.
С одной стороны, да. С другой стороны, new retro - самая актуальная сегодня тенденция существует уже много лет. Моя самая успешная коллекция светильников - это чистое использование этого тренда. Она до сих пор продается лучше всего, что я когда-либо делал - это хороший пример того, как продают тренды. Но тут важно заметить, что я не буду делать то, во что не верю. Если уж что-то вышло на рынок, значит это иллюстрирует мое представление о дизайне.
Некоторые фэшн-дизайнеры хладнокровно используют тенденции и втихаря над ними потешаются - я отношусь к трендам с уважением.
Эффект насмотренности это хорошо или плохо? Как не повториться, изобретая что-то новое?
Современный рынок дизайна так насыщен продуктами, что всегда есть шанс что-то повторить. Даже если ты никогда этого не видел. Смысл трендов в том, чтобы все использовали очень похожие идеи - так появляется еще больший риск повториться; да и происходит это направо и налево.
А у тебя не было случаев, когда обвиняли в копировании?
Не обвиняли. Но бывало, на стадии придумывания концепции я видел, что это уже есть - и просто ее удалял. Дизайн - это как «Алиса в стране чудес»; ты исследуешь мир и себя исследуешь, но о каком исследовании может идти речь, если ты берешь чужую идею и копируешь ее?
Просто сложно придумать оригинальную идею.
Зато когда ты ее придумываешь, все говорят: «Как же я сам не догадался?!» Хорошие идеи часто лежат на поверхности и в том, чтобы найти эту идею первым, - есть драйв. Сейчас такой огромный поток информации, и чтобы привлечь внимание, нужно делать что-то действительно экстраординарное. И все равно через пару месяцев тебя забудут. Я могу в инстаграме публиковать несколько раз один и тот же предмет с какой-то разницей во времени - и каждый раз подписчики пишут: «Ой какая необычная вещь! Мы этого раньше у тебя не видели». Но ведь это понятно. В ленте очень много всего.
Как воспитывать свой вкус? Ты каким источникам доверяешь?
Мой вкус сформировался раньше, с самого детства. Я помню себя в последние годы еще Советского Союза. Около дома был магазин, где за какие-то копейки продавали стопки западных журналов прошлых лет - и никто их никогда не покупал. Я помню, что собирал карманные деньги и скупал все эти журналы по интерьерам, на них формировался мой вкус. Я тогда даже представить не мог, что однажды появится интернет, где все это будет доступно.
Ну ты же читаешь лекции. Кого рекомендуешь?
В лекциях я не касаюсь вопросов вкуса и стиля - мне кажется, это что-то очень личное. Я более технологично подхожу к вопросам развития своего имени или бренда. Скажем, стыдно иметь какой-то некрасивый сайт или вообще не иметь его, если ты претендуешь на то, чтобы быть дизайнером. И не нужно повторять чужой подход. Хотя так или иначе, в нашей стране он всегда будет провинциальным и вторичным.
Почему это всегда будет?
Может и не всегда. Но мало кто в нашей стране делает что-то первичное. На глобальном рынке вторичные идеи не прокатят - ты не заставишь человека купить то, что ему что-то напоминает. Это дорого стоит: и если уж он за это платит, это должно быть что-то такое, чего он еще не видел.
Потребность читать лекции откуда возникла - это пиар и маркетинг или желание поднять индустрию в каком-то ключе?
Ну какой же это пиар, рассказывать секрет успеха своим же конкурентам? Пусть и начинающим. Тут вот как, друзья меня убеждают в обратном - но мне кажется, что я интроверт, может даже немножко социопат. На каком-то этапе я понял, что мне нужно переломить страх общения с большим количеством людей. А что может быть лучше чем мастер-класс? Там собирается публика, настроенная весьма скептически. Они сидят с выражением лица: «Ну давай! Удиви нас». И это отличный тренинг, чтобы преодолеть множество комплексов. На третьем мастер-классе было четыреста человек - а мне уже было все равно, хоть двадцать, хоть несколько сотен. Мне это помогло.
Когда ты на практике столкнулся с миром дизайна, был у тебя какой-то момент удивления? Что-то в индустрии, что ты совсем себе не так представлял?
В Италии есть организация, которая помогает продвижению итальянских брендов за пределами страны. Они возят сомелье на виноградники и винодельни в Италии, а архитекторов на разные производства - и вот, они впервые организовали тур для предметных дизайнеров. Участникам тура нужно было приехать на производство и предложить фабрикам предметный дизайн. Я попал в этот тур совершенно случайно! Они позвонили моему другу-ресторатору насчет сомелье и он сказал: «Нет, сомелье у нас заняты. А не нужны ли вам дизайнеры?» В туре было человек десять, мы съездили в Тоскану, и в итоге я единственный для этой фабрики потом делал дизайн мебели. Меня это поразило, потому что все в России всегда жалуются на то, что до фабрик не достучаться! Я не буду критиковать дизайнеров, возможно, у них не получилось сделать дизайн по какой-то объективной причине.
Но с другой стороны, я видел, что большинство из них воспринимают эту поездку как туристическую. А для меня это была возможность.
Как ты думаешь, почему так происходит?
Я очень мало общаюсь с российскими дизайнерами и архитекторами, не знаю их внутреннюю кухню и культуру работы, но вот эта поездка мне на многое открыла глаза. Я был удивлен - ведь это возможность, которую тебе приносят практически на блюдечке. Ребята из «Механики света» мне тоже рассказывали, что они предлагали российским дизайнерам делать что-то свое, здесь, в России - но никто не приходит. Мне это непонятно! Либо люди не верят в себя, либо они совсем несерьезно относятся к тому, что делают. Несмотря на то, что я не воспринимаю свою работу, как работу: я работаю дома, у меня нет нормированного дня. Если пришла какая-то идея, я должен ее зарисовать - на работе я сейчас или не на работе, все очень смазано. Но я серьезно отношусь к тому, что делаю.
Чем закончится текущий век с точки зрения дизайна?
Я думаю, что он закончится переосмыслением. На это очень сильно повлияют 3D-принтеры и технология кастом-дизайна. Когда вам в принципе не нужен никакой бренд, никакая фабрика, даже дизайнер, может быть, не нужен. Вы сами себе все напечатаете. Или закажете на каком-нибудь станочке в пригороде, и вам все привезут. Это сильно изменит индустрию дизайна.
Пока сложно полностью осмыслить, как сильно интернет изменил музыкальную индустрию. Вам больше не нужны контракты с лейблами: если у вас есть талант и немножко мозгов - вы все можете сделать сами! И то же самое будет происходить с дизайном. Я дилетант. Я не учился предметному дизайну. И еще лет двадцать назад у меня бы не было никаких возможностей проявить себя. Я думаю, что кастом-дизайн сильно изменит положение игроков в индустрии. Не знаю, как это скажется на мне или производителях, но это интересно - и мы никак не сможем на это повлиять.
Коллекция Димы Логинова Noho для проекта «Механика Света» была представлена на выставке АрхМосква 2016.