Стул Vostra Walter Knoll, как икона немецкого послевоенного дизайна
Послевоенный дизайн нес в себе важную функцию: он должен был формировать новый образ жизни, внушать оптимизм и надежды на лучшее будущее. В этом материале рассказываем об истории и судьбе легенды иконы немецкого послевоенного дизайна, классического стула Vostra марки Walter Knoll.
В 1865 году Вильгельм Кнолль открыл в Штутгарте мебельную фабрику, и очень скоро его роскошная мебель уже красовалась в покоях германских императоров – Кнолль стал официальным поставщиком мебели королевского двора. В 1925 году управление фабрикой взял на себя старший сын Вильгельма Вальтер. Стилистика диванов и кресел тоже поменялась. Простая, но не упрощенная, форма, ясные линии и натуральные материалы, в основном, кожа и сталь, – обновленный дизайн брал свое начало в идеях школы Bauhaus, а сам бренд стал называться именем нового владельца – Walter Knoll.
В конце 1940-х годов, когда весь западный мир оправлялся от последствий минувшей разрушительной войны, Вальтер Кнолль думал над тем, как развивать фабрику дальше. Проблем было несколько. Во-первых, высококлассные материалы, которые использовали раньше, были в дефиците, во-вторых, всем в целом было не до мебели. Вальтер хотел сформировать у соотечественников новый современный образ жизни, сохранив при этом прежние стандарты качества, но воплощенные в новом дизайне. Ответ пришел из-за океана. Еще до начала войны, в 1938 году, сын Вальтера Хунс эмигрировал в америку, где основал собственную компанию по производству мебели. В 1947 году он прислал отцу несколько образцов из собственной коллекции – вполне успешной. Был среди них и стул Vostra, спроектированный датским дизайнером Йенсом Рисомом. Рама стула была сделана из массивной буковой древесины, сиденье и спинка – из кожаных ремней. Вильгельм переработал дизайн – заменил ремни на обивку и добавил кант вдоль швов, чтобы подчеркнуть изогнутую форму креста, – и создал тот стул Vostra, который мы знаем сегодня.
Уверенные линии, простая форма, освобожденная от всего лишнего, и обещание расслабления, которое считывалось во внешности стула, воплотили собой новый перспективный подход к дизайну послевоенного времени, оптимистичный и обнадеживающий. Vostra был придуман, как стул для отдыха в неформальной обстановке – в лобби отеля, читальном зале и или дома. Широкое мягкое сиденье, принимающее форму таза, и спинка, спроектированная слегка под наклоном, сделали стул очень удобным. Деревянные ножки скоро заменили на визуально более легкие металлические, и, в сочетании с обтекаемой «футуристической» формой стула, они стали символом нового времени и – нового дизайна.
Свою версию стула Vostra Вальтер Кнолль впервые показал на кельнской выставке с символичным названием «Neues Wohnen» («Новая жизнь») в 1949 году. Успех был впечатляющим: бренд продал 1623 модели стула только за первый год. Маркус Бенц, генеральный директор Walter Knoll рассказывал потом, что публика восприняла новый стул, как нечто совершенно новое, не просто современное, но и опережающее свое время. Во многом это помогло компании получить мировое признание, окончательно выйти за пределы своей страны. «До конца 1950-х годов Германия по-прежнему производила мебель в классической стиле, – говорит Бенц, – и стул Vostra был достаточно смелым проектом, нетрадиционным и потому легко запоминающимся. Он стал воплощением современной жизни».
Дизайн Vostra вдохновил множества дизайнеров со всего света и отпечатался в других предметах бренда Walter Knoll, навсегда запечатленных в архивах фабрики. Не так давно мануфактура даже выпустила отдельную коллекцию своих классических стульев, которые рассказывают об истории Walter Knoll. В коллекцию «Walter Knoll Classic Edition» вошла восемь моделей, а открывает ее, разумеется, Vostra. По словам Бенца, это настоящий классик дизайна, «аутентичный продукт с собственной историей и выдающийся пример вневременного дизайна высочайшего качества». Выпуск коллекцию был приурочен к 150-летнему юбилею бренда.
О вневременности дизайна Vostra говорит и тот факт, что за 70 лет своего существования он фактически не изменился. Этот стул с его четкими линиями и безошибочными формами фактчески определил то, как будет выглядеть современная мебель, на многие годы вперед.