«Безымянный» советский дизайн: легендарные предметы и их авторы
Советский дизайн был по большей части «безымянным»: если западные дизайнеры были настоящими «звездами», советские были известны, в лучшем случае, в узкой профессиональной среде. Они были сотрудниками институтов или конструкторских бюро, не имели собственных студий и штата помощников. Искусствовед и директор по развитию Московского музея дизайна Ольга Дружинина рассказывает о некоторых из легендарных предметов советского дизайна и их, как правило, неизвестных авторах.
Упаковка шоколада «Аленка»
Фотограф: Александр Геринас, 1960Художник: Николай Маслов, 1966Модель: Елена Геринас
Знакомое всем с детства изображение девочки в пестром платочке – один из самых лучших примеров советского «брендинга», до сих пор узнаваемого и в нашей стране, и за рубежом. И это один из редких случаев, когда мы знаем имя автора. В 1960 году фотожурналист Александр Геринас сфотографировал свою восьмимесячную дочку Лену и отправил снимок на фотоконкурс газеты «Вечерняя Москва». Фото сначала напечатали в журнале «Советское фото», а в 1962 году на обложке журнала «Здоровье». В 1966 году художник Николай Маслов, сотрудник завода «Красный Октябрь», перерисовал фотоизображение – и оно до сих пор используется на обертке шоколадки.
Пассажирский вагон третьего класса
Калининский вагоностроительный завод, 1946Дизайнер: Юрий Соловьев
Немногие думают об интерьере железнодорожного вагона как об объекте дизайна. Тем не менее, это так. В нашей стране их комфортабельности начали уделять внимание только в середине 1940-х годов, когда люди массово стали возвращаться из эвакуации. Министерство транспорта объявило конкурс на создание нового вагона (правда, не международного с бархатными сиденьями, а «открытого типа» с деревянными полками). Победил 26-летний дизайнер Юрий Соловьев. Он писал в своих воспоминаниях: «Первое, что я сделал – заменил плоские деревянные диваны вогнутыми, чтобы на них было не так жестко сидеть и лежать. Затем решил верхнюю полку не опускать, как это делалось всегда, а поднимать, чтобы оставлять постельное белье на полке». Интерьер получился просторным и изящным – Соловьев использовал гнутую фанеру, светлый лак, фурнитуру из алюминиевого сплава с анодированием. Кроме оригинальной конструкции крепления верхних полок, впервые были использованы откидные столики, складные лестницы, зеркала, зрительно увеличивающие пространство. Для нового проекта все элементы разрабатывались заново: и замки, и светильники, и даже крючки.
Кстати, позднее, Соловьев проектировал интерьеры атомного ледокола «Ленин» и первой атомной подводной лодки, а также знаменитую «яхту Эйзенхауэра» – подарок президенту США Дуайту Эйзенхауэру, который ему так и не преподнесли из-за в очередной раз ухудшившихся отношений между странами.
Настольная лампа, 1968
Дизайнер: Михаил Оленев
В СССР все основные интерьерные разработки делались для общественных пространств; проектирование для жилых помещений велось «по остаточному принципу». Архитектор Михаил Оленев, в основном, создавал осветительные приборы для музеев, банков, гостиниц. Но в 1968 году он разработал лампу, которая своими эстетическими качествами не уступала европейским образцам – минималистичная, элегантная и функциональная. Правда, в отличие от зарубежных аналогов, у нее не было собственного имени – она называлась просто «лампа настольная».
В Советском Союзе не только дизайнеры, но и многие их проекты были «безымянными».
Сборная секционная мебель для малометражных квартир, конец 1950-х
Дизайнер: Юрий Случевский
Мебельный дизайн в Советским Союзе начался в период массового типового строительства. Для новых малогабаритных квартир, «хрущевок», нужен был новый тип мебели. В конце 1950-х годов дизайнер Юрий Случевский разработал систему модульного проектирования мебели. Сначала он разработал комплект для образцов квартир в Черемушках – стеллажи, столы, стулья. Пропорции предметов формировались в соответствии со средним ростом человека и размером квартиры. Смысл заключался в том, чтобы сочетая секции разных видов и размеров создавать различные комбинации, самим делать мебель в зависимости от размера комнаты и потребностей – кому-то нужно было больше место для отдыха, кому-то для учебы и работы, кому-то для детей. В одной из своих статей Случевский писал: «Необходимо отобрать у мебели власть над человеком, сделать ее послушной нам. Только тогда мы сможем оборудовать наше жилище в соответствии с особенностями нашей жизни, наших привычек и вкусов».
Телевизор «КВН», 1949
Дизайнеры: Владимир Кенигсон, Натан Варшавский, Игорь Николаевский
Регулярные телевизионные трансляции начались в СССР 1 октября 1931 года, а «эра телевидения» в Советском Союзе началась в 1949 году, когда был выпущен знаменитый КВН-49. Его создали три ленинградских инженера – Владимир Кенигсон, Натан Варшавский и Игорь Николаевский; отсюда и название, аббревиатура по первым буквам фамилий. В народе название культового объекта послевоенных лет расшифровывали как «Купил, Включил, Не работает» — качество оставляло желать лучшего. Стоимость телевизора была сопоставима с зарплатой инженера, поэтому позволить его себе могла далеко не каждая семья – в коммунальных квартирах смотреть телепередачи собирались все соседи. Экран телевизора был маленьким, поэтому перед ним ставили увеличительную линзу («аквариум»), наполненную глицерином или водой. Громоздкий, в деревянном корпусе с текстильной вставкой на фронтальной поверхности и четырьмя ручками регулировки, как у радио, он до конца 1960-х годов оставался неизменной частью интерьера большинства советских квартир.
Автомобиль «Победа», 1946
Конструктор: Андрей ЛипгардГлавный художник-конструктор: Вениамин СамойловОтветственный художник-конструктор: Лев ЕремеевВедущий конструктор кузова: Александр Кириллов
«Победа» считалась «народным» автомобилем, хотя ездило на ней, в основном, высшее партийное начальство. Вокруг ее создания существует много легенд. Первое предложенное название было «Родина», на что Сталин, якобы, отреагировал так: «И почем будете «Родину» продавать?» Правда и название «Победа» он не считал удачным: «Невелика победа!» – автомобиль ему не очень нравился. Военные просили сделать салон выше, чтобы садиться в него, не снимая каракулевой папахи. Но главное не народный фольклор, а эстетические качества «Победы». Владимир Бродский, знаменитый художник-график, искусствовед, художественный консультант Горьковского автозавода, писал так: «Достоинство художественного облика «Победы» заключается в продуманности общего решения, в котором, в котором все детали соответствуют общему замыслу». Автомобиль сняли с производства в 1957 году, но его еще долго можно было увидеть на дорогах. И не только в Советском Союзе: например, практически все такси Финляндии были «Победами». А спустя почти двадцать лет, в 1976 году, в серии «История отечественного автомобилестроения» вышла почтовая марка с «Победой».
Радиола «Ригонда», 1963-1977
Дизайнер: Адольф Ирбите
Ни одну вечеринку 1960-х невозможно представить без радиолы – большие корпуса ламповых радиоприемников давали возможность размещать электропроигрывающее устройство. Безусловным лидером была «Ригонда»: элегантная, на длинных расставленных конических ножках, характерных для «модернизма середины века». Название происходит от острова из романа Вилиса Лациса «Потерянная родина»; это метафора Риги. Дизайн радиолы создал известный латышский художник Адольф Ирбите, руководитель группы художественного конструирования на радиозаводе им. А. С. Попова. Его работы получали высшие награды на Всемирных выставках, в том числе, в 1937 году в Париже и 1958 году в Брюсселе. Ирбите также занимался прикладной и книжной графикой, разрабатывал фирменные знаки и упаковку, и даже занимался садовой архитектурой.
Фото- и киноаппаратура Красногорского завода им. С.А. Зверева
Дизайнер: Владимир Рунге
Фотокамеры и фотоаппараты, фотоснайперы и камеры для съемок в космосе и под водой… Все, что выпускалось на Красногорском заводе, отличалось надежностью, качеством и уникальным стилем – строгим, минималистичным и до сих пор актуальным. Главная заслуга в его создании принадлежит Владимиру Рунге, который в 1965 году организовал на заводе одну из первых в стране дизайн-служб и руководил ей более двадцати лет. Главной задачей сотрудников дизайн-службы было повысить «эстетический уровень выпускаемой продукции». Владимир Рунге рассказывал в одном из своих интервью: «Не было тогда интеллигентного человека, который бы не умел и не хотел бы фотографировать. Студии, кружки; взрослые, дети – все снимали. Мечта каждого школьника была, чтобы папа купил ему «Зенит» или хотя бы «Зоркий». Как безграмотность в 1920-1930 годы ликвидировали – это не сказка, это был подвиг советской власти. Точно также культурный уровень повышался в Советском Союзе после войны, и наличие в семье фототехники, фотоувеличителя и возможность в ванной комнате запереться на всю ночь и никого не пускать, печатая фотографии – это было великим делом. И мы сами были фотолюбители, и поэтому прекрасно понимали, какие качества должны быть у хорошего фотоаппарата или кинокамеры».