Восемь предметов из коллекции Московского музея дизайна: современный дизайн
Для заключительного материала темы месяца «Легенды и будущее отечественного дизайна» директор Московского музея дизайна и приглашенный редактор Design Mate Александра Санькова выбрала среди экспонатов музея знаковые предметы современного дизайна. Все они – от минималистичного крючка для одежды Максима Максимова до формы сотрудников РЖД по дизайну Виктории Андреяновой – этапные в истории отечественного дизайна.
Стул «Fullmoon», Archpole
Компания Archpole — одна из ведущих производителей мебели и предметов интерьеров из дерева в России. Она была основана в 2012 году Константином Лагутиным и Анной Сажиновой, архитекторами по образованию. Сегодня у Archpole есть собственный производственный цех и шоу-рум, их мебель можно купить на нескольких торговых площадках Москвы и в интернет-магазине. Константин Лагутин: «Archpole занимается производством мебели с новыми мыслями, новыми функциями. В основном мы работаем с деревом, ведь это единственный возобновляемый ресурс на планете, причем его необходимо возобновлять: выращивать, вырубать и засаживать заново. Работа с ним прекрасна, потому что это работа с живым материалом: каждая вещь становится уникальной, и в каждой таится своя загадка».
Стандартный и детский стулья «Fullmoon»
Для дизайнеров очень важно показать, что у каждой произведенной вещи, даже серийной, есть конкретный мастер – на каждом предмете стоит эмблема котика с годом выпуска и подписью автора. «Мы хотим, чтобы наша мебель появилась в каждом доме, и была доступна каждому», – говорят дизайнеры.
Шрифт Yanus, Тагир Сафаев
Гарнитура Yanus была разработана в фирме ПараТайп (ПараГраф) в 1997 году дизайнером Тагиром Сафаевым. В основу легли рисунки шрифта Neulin Sans журнала «Рэй Ган» (1996). Первоначальная версия проектировалась как фирменный шрифт компании «Аэрофлот — Российские международные авиалинии». Применяется как для текстового, так и для акцидентного набора. Сегодня в «портфеле» Тагира Сафаева – в том числе, шрифты для газет «Известия» и «Советский спорт».
О том, как он придумывает новый шрифт, Тагир рассказывает: «Самое важное – это найти в кириллице для шрифта как можно больше "русского". Ни в коем случае нельзя округлять буквы, даже самые сложные "К", "Ж", "Л", "У", под латиницу. Как-то один дизайнер предложил заменить русскую "У" на латинскую "Y", чтобы не мучиться. Но если идти по такому пути, быстро придем назад к латинице. А у нас – кириллица, это наша культура, и за нее надо держаться обеими руками».
Светильник Light Bean, Катерина Копытина
Основы дизайна Катерина Копытина изучала в Гуманитарно-прикладном институте в Москве, а потом отправилась в Милан, где поступила на программу «Master» в Istituto Europeo di Design. Деревянные светильники LightBean – первый крупный проект Копытиной, и весьма успешный – увидели свет в 2012 году на Design Week в Милане. Для дизайнера это был первый опыт реализации проекта от идеи до заключительного этапа производства. «Мне хотелось сделать что-то очень простое, без большого количества деталей, что-то минималистичное, но со своим характером», — говорит дизайнер.
Светильники Light Bean
Светильники Light Bean делают в Подмосковье из местного дуба и покрывают натуральным маслом. Конструктивно Light Bean представляет собой крупную лампочку и патрон-шляпку, в который встроена система вентиляции. Лампочка в Light Bean – не просто источник света, это важная часть формы светильника. «Создается ощущение, что этот шарик оттуда выкатывается, как будто он полуживой», – именно такого эффекта добивалась Екатерина. Кроме того, девушка успела разработать проект хрустальных ламп «Морошка» в коллаборации с фабрикой «Гусевской хрусталь» – обращение к русским ремеслам стало для нее способом познакомиться с богатой историей фабрики и вдохнуть в нее новую жизнь.
Часы White & White Clock, Вадим Кибардин
Вадим Кибардин окончил факультет индустриального дизайна Уральской государственной архитектурно-художественной академии в Екатеринбурге, в 2000 году основал студию KibardinDesign, которая серийно производит продукцию под собственной маркой (предметы можно приобрести в России, Европе и США). С 2005 года Вадим живет и работает в Праге.
White & White Clock
Настенно-настольные White & White Clock напоминают заводские часы или таймеры, устанавливаемые на станциях метро; это современная 3D-интерпретация традиционных электронных часов. Время отображается в 24-часовом формате. В темное время суток яркость подсветки меняется на менее интенсивный режим. В часах есть функция будильника. Длинный шнур часов позволяет варьировать высоту их размещения на стене, а их минималистичный дизайн уместен в любом интерьере.
Газета СИНЕ ФАНТОМ
Дизайнер Степан Лукьянов родился в семье художников, окончил МСХШ (отделение скульптуры) и Академию живописи Гуманитарного университета Н. Нестеровой, учился и работал в Мастерской Индивидуальной Режиссуры Бориса Юхананова. C 1997 года он работает как графический, архитектурный и теле-дизайнер, а в 2012 году стал со-основателем Московского музея дизайна. На счету Лукьянова множество проектов, в том работа арт-директором киноклуба СИНЕ ФАНТОМ и дизайн обложки одноименной газеты. В 2010 году у Лукьянова прошла персональная выставка графических работ «Степан Лукьянов. Сине Фантом в печать!» в галерее «Vincent» в Москве.
Две обложки газеты СИНЕ ФАНТОМ
В 2016 году Сергей Лукьянов стал лауреатом London Design Biennale за Российскую экспозицию «Discovering Utopia. Lost Archives Of Soviet Design» (в составе Московского музея дизайна).
Крючок для одежды, Максим Максимов
Специализация Максима Максимова – это ультра-минималистичные объекты. «Крючок – это просто крючок и ничего больше», – говорит дизайнер. Максимов громко заявил о себе в 2014 году, когда представил в рамках проекта IZBA Project собственный предмет – металлическую полку для самого важного «Красный угол». Дизайнеру удалось взглянуть на устоявшиеся традиции и культурные ценности русского человека по-новому, а результатом стал максимально лаконичный современный предмет дизайна.
Крючок для одежды
Форма работников московского метро и РЖД, Виктория Андреянова
Дом моды Виктории Андреяновой был основан в 1992 году, и тогда дизайнер сосредоточилась на частной клиентуре и маленьких дизайнерских бутиках. В формате эксклюзивных коллекций бренд существовал до 2007 года, когда команда Victoria Andreyanova решилась на создание новой марки более доступного ценового сегмента. Так появился бренд PAROLE by Victoria Andreyanova. В том же 2007 году дизайнера выбрали для разработки новой формы сотрудников московского метро и РЖД. Прежде, чем приступить к разработке формы, дизайнер с коллегами из своего Дома Моды неоднократно встречались с сотрудниками московского метрополитена и РЖД, ветеранами отрасли, чтобы выяснить, какая именно рабочая одежда им необходима. По признанию Виктории Андреяновой, помимо функциональности и удобства, ей очень хотелось внести флер, которого обычно не хватает в форменной одежде.
слева – Директор по развитию Московского музея дизайна Ольга Дружинина в форме работника РЖД по дизайну Виктории Андреяновой, справа – жилет для работника московского метро по дизайну виктории андреяновой.
Фильтры «Барьер», Сергей Смирнов
Проектирование бытовых фильтров для очистки воды было одним из первых проектов Сергея Смирнова как промышленного дизайнера – они были придуманы в 2001-2003 годах. Сейчас фильтры «Барьер» знают и используют на территории всей России и стран СНГ, они стали символом компании-производителя Smirnov Design и выпускаются миллионными тиражами. Сегодня Сергей Смирнов – член экспертного совета Минпромторга России, в его портфолио — российский луноход «Селеноход», медицинская техника и сетевые фильтры Pilot.
Фильтр-кувшин «Барьер»
Фото на обложке: форма для работников РЖД по дизайну Виктории Андреяновой.