Машина для расслабления: шезлонг LC4 Ле Корбюзье
«Все вокруг – геометрия», – говорил Ле Корбюзье, основоположник новых течений, буквально перевернувший основы архитектуры. В XX века его называли как «самым великим», так и «самым дурным» архитектором современности.
Ле Корбюзье родился в Швейцарии в 1887 году, в «гармоничной атмосфере, простой и достойной, без намека на буржуазность». Впоследствии будущий архитектор вспоминал, что в детстве был часто предоставлен себе, проводил много времени на улице и все время рисовал – это был его способ проникнуть вглубь увиденного. Повзрослев, он начинает работать бок о бок с адептами модернизма в Швейцарии, а в 1919 году, еще под своим настоящим именем – Жаннере, переезжает в Париж. В Париже архитектор вступает в «Общество по применению армированного бетона», заводит дружбу с Браком и Пикассо и начинает издавать провокационный архитектурный журнал L’Esprit Nouveau – «Новый дух». В эссе «Пять отправных точек современной архитектуры» он впервые обозначает требования, которые должны предъявляться к архитектуре нового времени.
Вместо множества комнат – открытое свободное пространство, вместо наборного паркета – линолеум, вместо толстых кирпичных стен – «воздушный» стеклянный фасад, а вместо вычурной лепнины и позолоты – гладкая белая штукатурка. Здания, лишенные любой избыточности, требовали еще более внимательного отношения к интерьеру. А поскольку рынок еще не мог предложить продукцию, соответствующую новой архитектуре, зодчие стали создавать мебель сами — так появились предметы, которые сегодня вполне оправданно называют иконами дизайна.
Квинтэссенцией общего мироощущения эпохи 1920-х стало знаменитое выражение Ле Корбюзье «Дом – машина для жилья». Согласно этой формуле, каждый предмет в пространстве должен был выполнять свою собственную роль, все лишнее – не нужно. Новые интерьеры, с одной стороны, стали напоминать аскетичную монастырскую келью, а с другой, как ни парадоксально, стали воплощением новой роскоши.
В октябре 1927 года Ле Корбюзье начинает работать в дуэте с подающим надежды дизайнером и архитектором Шарлоттой Перьен. Результатом сотрудничества и тесной дружбы между ними становится серия мебели LC – название коллекции было составлено из инициалов архитекторов. Первые предметы мебели, спроектированные парой, появились одновременно с виллами в Париже и его окрестностях, которые они строили для друзей. В 1929 году коллекцию LC, кроме того, представили на Осеннем художественном салоне в Париже. Самым примечательным экспонатом стенда – с подачи Корбюзье он назывался «Оборудование для жилья» – стал шезлонг LC4.
Архитектор назвал предмет в духе нового времени – «машиной для расслабления»
Шезлонг придумали годом раньше для библиотеки на вилле Барбары и Анри Черч под Парижем, а немного измененный вариант появился в 1929 году в особняке банкира Рауля Роше. В основе конструкции LC4 – металлический профиль из хромированных трубок, на который устилается тонкий кожаный матрас. В изголовье шезлонга помещен продолговатый валик цвета матраса (изначально – черный). Предмет отдаленно напоминает больничное кресло, и это сходство не случайно. В конце 20-х годов парижские газеты пестрели рекламными объявлениями «новомодной» больничной мебели, и чаще прочих среди них попадалась реклама анатомического кресла доктора Паско. Вдохновившись идеей такого кресла, архитекторы частично позаимствовали ее для создания своего проекта – максимально удобного кресла, которое может принимать любой наклон.
Серийное производство шезлонга LC4 началось в 1964 году – права до сих пор принадлежат только одной фирме, производителю итальянской мебели Cassina. «Я гораздо более выдающийся художник, чем Пикассо. И гораздо лучший чертежник», – нескромно утверждал Ле Корбюзье, и глядя на выверенный до миллиметра шезлонг LC4, не осмеливаешься в этом сомневаться. Поражает не только геометрия предмета, но и его вневременность. Удивительно, но по прошествии многих лет шезлонг LC4 не только не потерял актуальности, но и выглядит не менее современно, чем 90 лет назад.