Архитектура малых форм: светильники, спроектированные архитекторами
Архитектор воспринимает предметный дизайн как возможность поработать в малой форме. Принципы архитектуры он переносит на предметы поменьше и «трансформирует» монументальные здания в кресла, ювелирные украшения и – светильники. Последнее – пожалуй, самое интересное поле для творчества, и проекты именитых архитекторов в области света – лучшее тому подтверждение.
Впрочем, в начале XX века проектирование предметов мебели (и светильников в том числе) было для архитекторов скорее вынужденной мерой. Архитектурой нового времени стали дома, где вместо множества комнат – открытое свободное пространство, вместо толстых кирпичных стен – «воздушный» стеклянный фасад, а вместо вычурной лепнины и позолоты – гладкая белая штукатурка. Такие, лишенные любой избыточности, здания требовали еще более внимательного отношения к интерьеру. А поскольку рынок еще не мог предложить продукцию, соответствующую новой архитектуре, создавать мебель взялись сами архитекторы.
Ле Корбюзье
Светильник Lampe De Marseille
«Все вокруг – геометрия», – говорил Ле Корбюзье, основоположник новых течений, буквально перевернувший основы архитектуры. В 1952 году он закончил работу над проектом 17-этажного жилого комплекса в Марселе – «Марсельской жилой единицы» (L'Unité d'habitation de Marseille). Специально для проекта он придумал алюминиевый настенный светильник Lampe De Marseille. Четкий и понятный, без какой-либо двусмысленности, он имеет базовые геометрические формы и выкрашен в неброский серый цвет. Благодаря двум подвижным сочленениям плафон вращается в любую сторону. Кроме того, у него два источника света: один – светит сверху, а другой – снизу.
Торшер Parliament
Архитектор считал, что лучше всего свет раскрывает именно простые формы – кубы, конусы, сферы, цилиндры или пирамиды – и с удовольствием применял этот принцип на практике. Торшер Parliament был придуман им для интерьера Парламента Чандигарха в Индии и сконструирован по тому же принципу, что и марсельский светильник. Он также имеет два источника света и изготовлен из алюминия. Плафон окрашен в два цвета – матовый черный и желтый, внутренняя часть белая – для лучшего распространения света. Оба светильника и сейчас не потеряли актуальности и выходят под брендом Nemo.
Этторе Соттсасс
Торшер Artemide
Сложно сказать, кем великий итальянец был больше, архитектором или дизайнером. Основатель творческой группы «Мемфис» умело справлялся и с тем, и с другим, применяя одни и те же принципы вне зависимости от того, чем занимался – проектом аэропорта или светильником. Даже по меркам своего времени Соттсасс был революционером – например, пошел на решительный шаг использовать сталь и стекло по минимуму, и вместо максимально упрощенных вещей делал настолько выразительные, что сам же рекомендовал их дозировать: «Жить в окружении лишь предметов от “Мемфиса” это как питаться исключительно пирожными».
В 1982 году он взялся за проект светильника для итальянской фабрики Artemide. Торшер Callimaco был вдохновлен арт-деко, поп-артом и китчем 50-х. Сегодня он может считаться характерным примером постмодернизма в дизайне.
Herzog & de Meuron Architekten
Потолочный светильник Pipe
Примерно в это же время свои первые шаги в архитектуре начали делать швейцарцы Жак Херцог и Пьер де Мерон. В 1978 году они основали бюро Herzog & de Meuron Architekten и начали оттачивать собственный стиль. Когда в 2002 году они взялись за проект потолочного светильника для Artemide, Pipe, у них уже была Притцкеровская премия, и несколько знаковых построек по всему миру. Предельный минимализм в творчестве архитекторов актуализируется за счет широкого использования экспериментальных материалов.
Новый век – время гибких форм. Нам уже недостаточно вращающегося плафона на статичной ножке, мы хотим вращать всю лампу целиком, подстраивая ее не только наши наши нужды, но и под настроение: таким образом мы словно вступаем с дизайнерами в сотворчество. Другая особенность Pipe – перфорация на плафоне, которая позволяет свету проникать через отражатель крошечными точками-звездочками. Интересно, что впоследствии архитекторы перенесут трюк с перфорацией в проект жилого комплекса Beirut Terraces в Бейруте – яркое ливанское солнце, проходя через перфорированные террасы, украсит фасад сияющими огнями.
Микеле де Лукки
Подвесной светильник Noto
Приятель Этторе Соттсасса Микеле де Лукки тоже прошел через школу «Мемфиса». Сегодня он вспоминает, как вместе они создавали «новый мир, с другим колоритом, с другой атмосферой, с другими декорациями». Но это все больше воспоминания: с возрастом де Лукки, как и положено, взялся за проектирование все больше классических объектов, среди его работ последних лет – сплошь роскошные вещи без эпатажа. Иногда, впрочем, дизайнер и архитектор делает исключение – например, потолочный светильник Noto для итальянского бренда Artemide. Кажется, будто он сделан из бумаги, надут ветром и мчится за каким-нибудь мальчиком, который пустил его, держа за веревочку, по небу. На самом деле, светильник полностью стеклянный, он состоит из шести подвижных цилиндров и вдохновлен китайскими традициями – вместе с лампой покупателю даже дадут красный фильтр, который можно соединить с самым маленьким цилиндром.
Заха Хадид
Торшер Genesy
Архитектура Захи Хадид – это «текучие» здания, напоминающие космические корабли. Вдохновляясь русским авангардом, она проектировала прежде всего сильные визуальные образы с повышенным вниманием к сложности формы – именно поэтому Хадид иногда называют скорее скульптором, чем архитектором. В 2009 году она разработала проект торшера Genesy для Artemide. У него узнаваемая форма, в которой угадывается то стеклянный фасад комплекса Beko Masterplan в Белграде, то изгибы культурного центра Гейдара Алиева в Баку. Конструкция лампы словно живой организм прорастает от пола к потолку: еще чуть-чуть и мы сами увидим этот процесс – гладкий металл создает иллюзию текучести формы.
Genesy – не единственный опыт архитектора в создании светильников. В этом году архитектурное бюро Захи Хадид представило совместный проект с Lasvit – потолочный светильник Eve, разработанный по эскизам архитектора. В соответствии с концепцией, Eve – это плавный переход от одного состояния к другому, от жидкого к твердому, от прозрачного к непрозрачному. Благодаря своей необычной структуре внешний вид лампы меняется в зависимости от того, включен свет или нет. Когда лампа включена, стеклянные элементы, разные по длине, будто зависают, плавно парят в пространстве, создавая живую игру света и тени.
Тристан Оэр
Настольный светильник Muse
Тристана Оэр в этом году не случайно назвали дизайнером года: он успевает буквально везде. Как архитектор Оэр строит здание для бренда шампанских вин в Реймсе, оформляет две частные виллы в Сен-Бартсе, проектирует отель на острове Мустик, а как дизайнер – проектирует предметы для интерьера. Отличное знание люкса и виртуозное владение французским стилем позволяет дизайнеру создавать одновременно артистичные и рациональные объекты. Так, настольный светильник Muse для бренда Contardi хоть предназначен в первую очередь для сада, продуман до мелочей – именно в них подлинный стиль утонченного француза. Простые четкие формы и монохромные цвета дополнены изысканной плетеной ручкой – роскошь проявляется в мелочах, уверен Оэр.