Стулья Жаннере: история оригиналов, популярные копии и загадки происхождения
Сегодня стулья знаменитого швейцарского дизайнера Пьера Жаннере продаются на аукционе за десятки тысяч долларов. Но какие из них настоящие? Без каких-либо на то оснований его товарный знак и само происхождение предметов часто размыто. В этой статье мы затрагиваем вопросы подлинности, истории и целостности наследия Жаннере.
Когда в 1950-х годах швейцарский архитектор Пьер Жаннере спроектировал кресло из тика и тростника, его мотивация была предельно простой: людям нужны стулья. Этот предмет был лишь одним из нескольких, созданных Жаннере, которые впоследствии будут производиться тысячами для утопического индийского города Чандигарх, созданного его двоюродным братом Ле Корбюзье. Итоговая концепция стула строилась на недорогой конструкции, стильном силуэте и местных материалах. Адаптировав дизайн для массового производства, Жаннере получил то, чего от него ждал Ле Корбюзье.
Стулья Жаннере производства Srelle
V-образные ножки стула, вырезанные местными мастерами из стойкого к влаге и насекомым бирманского тика, были еще и очень прочными. И их долговечность будет проверена десятилетиями позже в Чандигархе. Через четверть века местные жители стали тяготеть к более современному дизайну, а выброшенные стулья Жаннере громоздились по всему городу. Их использовали как садовые, для создания мест для курения персонала возле магазинов и ресторанов, их передавали бедным родственникам, жертвовали общественным организациям и школам. В то время их можно было найти практически везде: возле старой парикмахерской, на крыше Верховного суда, на балконах административных зданий и частных домов. Удивительно, но многие из них были проданы на аукционах всего за несколько рупий.
Стулья Жаннере производства Cassina
В последние несколько лет стулья Жаннере переживают свой второй «Золотой век». Все началось с того, что Эрик Тушалеум из Галереи 54, Франсуа Лаффанур, Филипп Жусс и Патрик Сеген стали совершать поездки в этот уникальный отдаленный город, построенный в 50-х годах в чистом поле, чтобы собрать выброшенные сокровища. «Мы сказали себе — давай рискнем, купим их и посмотрим, что произойдет», — говорит Лаффанур, у которого есть особенный тайник с дорогими восстановленными предметами Чандигарха в Design Miami.
Архитектор и дизайнер мебели Пьер Жаннере стал легендой именно благодаря своим стульям, сделанным для кузена Ле Корбюзье. Этот знаменитый семейный дуэт создал одни из самых почитаемых икон модернизма середины прошлого века, включая виллу Савойя в Пуасси, Франция и коллекцию кресел Grand Modele. Во время партнерства с Ле Корбюзье Жаннере много работал с Шарлоттой Перриан и даже исследовал потенциал сборного жилья вместе с Жаном Пруве в 1940 году.
С момента своего «второго рождения» это легендарное кресло стало любимым у бельгийского дизайнера Акселя Вервоордта и французского таланта Жозефа Дирана. «Это так просто, так минималистично, так сильно. Поставьте его в комнату, и он превратится в скульптуру. Оно создает вокруг себя особенную атмосферу, и при этом выглядит так скромно», — говорит Диран. В наши дни стулья Жаннере украшают дома знаменитостей, в том числе Кортни Кардашьян (ей принадлежит, как минимум, 12 штук). И по мере того, как они все больше и больше завоевывают рынок, мы все чаще говорим о том, как отличить восстановленные оригиналы от неофициальных, но столь массовых репродукций.
Стулья Жаннере от Dimo
Моде нужен модернизм. В нем есть очарование аскетизма, стремление к грубой интеллектуальности, ограничение самого себя в угоду функционализму. И если современные веяния понимают функционализм как сигнал к действию (пример: японские унитазы с более, чем 100 функциями), то модернизм говорит о функции как о чем-то статичном, что сегодня очень даже оригинально.
Оригиналы и подделки: почему споры все еще идут
Дизайн Чандигарха в лице стульев Жаннере за последние пару лет захватил мир интерьера. Эскизы мебели Чандигарха были впервые нарисованы Пьером Жаннере в 1950 году. Затем чертежи были переданы нескольким производственным студиям и ремесленникам в Пенджабском регионе Северной Индии, которые начали производить их по заказу для общественных и правительственных зданий. Сегодня предметы мебели из Чандигарха все еще производятся несколькими студиями, но различия в качестве, материалах и дизайне довольно отчетливы.
Стулья Жаннере от Dimo
По факту все эти стулья (от брендов Dimo, Srelle, Cassina и Phantom hands) являются оригиналами и создаются по авторским эскизам Жаннере при его полном согласии. При этом разные компании используют разные технологии, детали, дизайн, а их концепция и уровень качества иногда немного меняется. Вот почему мы решили изучить компании, предлагающие «мебель из Чандигарха», проверить качество производства и дизайн, а также поделиться с вами нашими открытиями.
Dimo
Dimo — это одновременно самый старый и самый аутентичный бренд, который сегодня существует. Каждое изделие полностью изготовлено вручную 85-летним плотником, который работал вместе с Пьером Жаннере во время воплощения генерального плана Чандигарха в 1950 годах. Команда предоставила фото своей производственной студии и плотника и подробно объяснила технику производства и генеральный план Чандигарха.
Единственным недостатком коллекции стульев Dimo является время выполнения заказа, которое составляет без малого — два месяца. Но поскольку они сосредоточены на полностью ручном труде, это вполне понятно.
Стулья Dimo можно найти во многих известных проектах Жозефа Дирана, архитектурной студии Захи Хадид, в проектах Винсента Ван Дуйсена и Келли Хоппен.
Srelle
Srelle — бренд с самым быстрым откликом и наибольшим набором доступных моделей, он занимает почетное второе место. Из нашего списка брендов именно его коллекция включает самые аутентичные и при этом наиболее доступные предметы мебели Чандигарха.Коллекция основана на нескольких самых знаковых произведениях 1950-х годов, которые были изготовлены с использованием идентичных материалов и методов для правительственных зданий Чандигарха.
Те, кто видел коллекцию Srelle в Берлине, были поражены качеством производства, обработки и отделки изделий из дерева.
Cassina
Коллекция Cassina была трудной для оценки и привела к серьезным дискуссиям. С одной стороны, дизайнеры несколько раз пересматривали концепцию Жаннере и переделывали макеты в течение всех шести прошедших десятилетий. С другой стороны, они все же основаны на оригинальных эскизах, полностью поддерживают атмосферу и стиль Жаннере и с уважением относятся к его наследию и замыслу. Правда, сегодня технология производства и дизайн не соответствуют дизайну Чандигарха начала 1950-х.
Phantom hands
Коллекция Phantom hands основана на ранних моделях 1950-х годов, а производство базируется в Бангалоре, Индия. Коллекция хорошего качества, однако общий дизайн и производство тоже не соответствуют первоначальным производственным критериям. Некоторые части изделий сделаны с использованием дерева машинной резки и из прессованного тростника, который в конечном итоге выглядит довольно просто.
Phantom hands рекламируют свои изделия как современную версию стульев Жаннере, а не «мебель из Чандигарха». Это вполне объясняет использование более быстрых методов производства и машинной прессовки тростника, а не более медленных с использованием ручной работы, которые характерны для оригинальной мебели из Чандигарха.
Натуральный ротанг для сиденья и спинки очищается и плетется вручную высококвалифицированными специалистами. Используемая древесина имеет этическое происхождение – производится либо из повторно используемого тика либо из нового этически собранного плантационного. Кстати, компания имеет сертификат FSC для своего производственного объекта.
Detjer и Eichholtz
Изначально мы не планировали добавлять Detjer и Eichholtz, так как эти бренды не предлагают оригинальную коллекцию ручной работы, а предметы вообще производятся в Азии, а не в Индии. Однако обе компании Detjer и Eichholtz имеют приличные коллекции, вдохновленные дизайном стульев Жаннере. Они не имеют ничего общего с оригинальным производством 50-х, их минусы: предметы производятся в Азии, а не Индии (Индонезия для Detjer и Китай для Eichholtz), компании ориентированы на масс-маркет и производят продукцию качества ниже среднего.