Гиперреализм: художница Кармен Алмон и ее цветы
В своей квартире в Бордо Кармен Алмон «выращивает» сливы цвета ранних сумерек, бледно-лиловые дельфиниумы, бордовые пионы с взъерошенными лепестками и буйные цветы вишни. Размывая грани между ботаникой и изобразительным искусством, художники пытались запечатлеть мимолетную красоту цветка на протяжении сотен лет, но, кажется, Кармен Алмон это впервые удалось в полной мере.
Свои гиперреалистичные скульптуры она делает из тонкой проволоки и листов меди, прорабатывая каждый лепесток и изгиб стебля с почти маниакальной точностью. По словам художницы, живые цветы и их реалистичные фотографии дают слишком много информации, а потому не подходят для работы. Вместо них она предпочитает использовать иллюстрации, собранные в энциклопедиях по ботанике XVII-XVIII веков. По старым книгам она изучает сам характер растения и то, как он приспосабливается к жизни, как разворачивается к солнцу и как напитывается водой. «Я все время думаю о желании моего растения жить и противостоять невзгодам», – признается Кармен Алмон. Все началось с увиденной как-то в Британском музее коллекции коллажей Мэри Делани. Своими неутомимыми руками она на протяжении восьми лет создала около тысячи цветов, собранных из цветной бумаги в технике декупаж – ни дать, ни взять, гербарий! Только бумажный. На дворе был XVII, а Мэри на момент увлечения бумажными цветами был 71 год.
Первыми творческими опытами Кармен были пейзажи, которые она писала пастелью и акварелью. Магическая красота полевого цветка влекла ее всегда, но попробовать «вырастить» свой сад она решилась, только перебравшись из Лос-Анджелеса вместе мужем, скульптором Тьери Джобом, в небольшую глухую деревушку посреди Пиренеев, на французской границе с Испанией.
Тонкие листы меди и проволоку художница режет обычными маникюрными ножницами, потом пальцами придает им форму (не забывая при этом про природные дефекты, вроде небольших помятостей и следов укусов насекомых), а затем спаивает вместе с ювелирным мастерством и точность. Поверх металла она наносит слой эмали и масляной краски. Художница работает только при естественном света и обычно наносит краску на тон светлее, чем цвет оригинального цветка – это позволяет имитировать солнечный свет, который проступает через тонкую структуру лепестка. Обычно на одно растение у Кармен уходит до четырех месяцев, и новые экспонаты моментально расходятся по частным коллекциям и галереям. Некоторые цветы художница помещает в горшки, но большинство остается с открытым корнями – это дает представление о самой сущности цветка и к тому же позволяет увидеть растение в интересной перспективе.
Но есть у растений Кармен Алмон и еще одна особенность: это не застывшие фарфоровые или стеклянные цветы, они будто находятся в движении. Мы буквально видим, как трепещут на ветру листья и стебли. «Сначала я делаю наброски и эскизы, — рассказывает о своей работе Кармен. — Живые растения быстро вянут, поэтому я долго рассматриваю цветок, зарисовываю «схемы» его структуры… Потом, в процессе работы, «отпускаю» свои растения и смотрю, как гравитация тянет их вниз, и как они раскрываются, медленно, но упорно противодействуя притяжению, как вытягиваются к солнцу… Я пытаюсь запечатлеть сам характер цветка, ведь у каждого он свой, совсем как у людей».