Разум и чувство: дизайнеры о самых сексуальных предметах дизайна
Говоря предметном дизайне в интимном аспекте, следует отличать эротику от сексуальности, а сексуальность от порнографии. Некоторые дизайнеры предпочитают эпатировать публику, демонстрируя карнальную сущность предмета и без стеснения высвобождая демонов собственного либидо. Подобная откровенность зачастую уступает в образности и художественности более метафоричным объектам, эвфемизмам от дизайна, способным намекнуть зрителю на вероятный эротический подтекст.
Продолжая тему секса и сексуальности в дизайне, мы расспросили представителей индустрии о том, какие объекты дизайна кажутся им самыми сексуальными, и получили не самые очевидные ответы.
Валентина Ивлева дизайнер интерьера, руководитель, «Студия 33»
Первым на ум приходит кресло UP5–Donna Гаэтано Пеше, созданное ещ в 1969 году и недавно переизданное в новом цвете. Своими мягкими округлыми формами оно явственно напоминает фигуру женщины с пышной грудью и объемными бедрами. Эти формы похожи на скульптурное изображение богини плодородия Венеры Виллендорфской. Обтекаемые округлости так и хочется потрогать, погладить, сесть в кресло, чтобы оно поглотило тебя. Это очень сексуальный предмет.
На втором месте — соковыжималка Juicy Salif Филиппа Старка для Alessi. Она напоминает мне не только инопланетный корабль, но и некий фаллический символ, возможно, даже что-то вроде сексуальной игрушки, типа футуристического вибратора.
Это особенно видно, когда по ложбинкам стекает сок апельсина — по‑моему, крайне эротично.
Третье место, безусловно, заслуживает стул Him & Her от Фабио Новембре. Спинка повторяет форму человеческого тела, точнее, того места, где спина теряет свое благородное название. В общем, что тут говорить, попа что женская, что мужская в этом изделии просто прекрасны и откровенно сексуальны.
Майк Шилов дизайнер интерьера
Как ни странно, первым вспоминается кресло Barcelona Миса ван дер Роэ (Knoll International) – безупречная форма и пропорции, зеркальный блеск полированной стали, словно стройная женская фигура на высоких стилетто, а мягкие кожаные подушки с «пуговичками» – метафора скрывающейся под одеждой нежной плоти. Не случайно, у меня самого эти кресла в почти телесном дымчато-кофейном оттенке.
Кровать Volage Филиппа Старка для Cassina – на фото в каталоге мы видим изголовье с установленными на него светильниками, но я помню презентацию этой кровати на миланском салоне, когда на их месте были хромированные кольца для наручников. К сожалению, эта смелая модификация не вошла в серию, но сама кровать, благодаря отделке капитоне и эротично выступающим из кожаной оплетки ножкам, недвусмысленно намекает на секс.
Софа с говорящим названием Tactile была создана Винченцо де Котийсом для фабрики Baxter определенно с будоражащими мыслями в голове. На ней не хочется сидеть торчком с чопорной чашкой чая и вести светские беседы. Напротив, этот невероятно соблазнительный диван, особенно в чувственной одежде из нубука, словно манит в свои объятия и предлагает улечься на нем поудобнее, и желательно не в одиночестве.
Пуф Esedra по дизайну Моники Фёрстер (Poltrona Frau) – чувственное воплощение женского начала в дизайне. Этот объект из плиссированной кожи великолепен сам по себе, как домашняя скульптура, к нему хочется прикасаться и наслаждаться эротизмом его безупречной формы.
Светильники Инго Маурера – это всегда волшебство и поэзия, пропитанные тонким эротизмом. Великолепные бумажные Yoruba Rose, Poul Poul и Kokoro, знаменитые трепетные и нежные «крылышки» Lucellino и неожиданно сексуальный на грани фола технический светильник Schlitz – все они привносят в интерьер деликатный привкус интриги и таинства, что мало кому из дизайнеров удается.
Круглый диван для центра комнаты Tatlin фабрики Edra (авторы Марио Кананци и Роберто Сеприни) – не просто яркое напоминание о славном наследии русского авангарда, но и фантастический объект, в котором очертания Башни Татлина причудливо сплетаются с раскрытием розового бутона и превращаются в мощный фаллический символ.
Красный бархат, знаковый для этой модели, доводит мощное впечатление до кульминации.
Шезлонг Antibodi, придуманный Патрицией Уркиолой для Moroso – воплощение чувственных тропических цветов, словно сплетенных в ожерелье, каким нас встречают по прилету на далекие экзотические острова. Дизайн настолько ошеломляющий, что, кажется, шезлонг должен благоухать. Очень красивая сексуальная форма объекта не противоречит лаконизму дизайна, присущему стилю Уркиолы.
Трудно найти марку дизайнерского света и аксессуаров, в большей степени пропитанную эротизмом и театральностью, чем Sigma L2. Автор ее коллекций Симоне Гранки виртуозно сочетает в своих изделиях металл, кожу, фарфор, хрусталь и другие драгоценные материалы, добиваясь впечатляющего эффекта без тени пошлости. Удивительный пример сексуального и почти вызывающего дизайна, способного тем не менее превосходно интегрироваться в современные интерьеры.
Ольга Эшби дизайнер интерьера, основатель дизайн-бюро Olga Ashby Interiors
Есть масса предметов с абсолютно очевидными отсылками к сексу – стулья в форме женской и мужской попы, ковры и ширмы с изображениями женских округлостей, – но существуют и объекты, обладающие потенциальной завуалированной чувственностью. Один из таких предметов – стол Ybu от Кристофа Делькура.
Стол Ybu, Кристоф Делькура
Сексуальным он мне кажется по целому ряду причин. Используемые материалы напрямую ассоциируются с мужским и женским началом: теплая, блестящая и гладкая латунь является символом женственности, а холодный и прочный камень – символом мужественности. Сам силуэт предмета видится мне столкновением гибкого, текучего, хаотичного с прямым и жестко очерченным – это тоже приводит к мысли о гармоничном слиянии инь и ян. Форма ног стола словно срисована с образа пар, слившихся в объятиях: асимметрично, спонтанно, страстно. Кроме того, мне кажется, что форма стола, природная, развивающаяся, как будто проливает по всей конструкции скрытую энергию, готовую выплеснуться наружу. Для меня такой предмет динамичен, полон жизни, и я бы с удовольствием украсила им один из своих проектов.
Кирилл Коломейцев дизайнер, архитектор
Я выбрал несколько предметов. Первый – стул от Xavier-Féal, представляющий для меня такую серьезную и основательную сексуальность за счет баланса масс и контраста материалов. Второй – напольный светильник от Pierre Guariche. Думаю, его скульптурную конструкцию сложно соотнести с сексуальностью напрямую, но в нем есть скрытый эротизм тонкой формы.
Оба предмета принадлежат к французскому дизайну периода Mid-century Modern. Торшер – это конец 50-х, связанных, как мне кажется, с закатом сексуальности в Европе первой четверти XX века. Кресло – это 70-е, когда еще присутствует стиль, но уже есть ощущение, что вот-вот все пойдет вразнос, приедет Этторе Соттсасс и прочие. Современный же дизайн, который я вижу, как правило, либо асексуален, либо порнографичен, увы. Прежде всего, потому, что сексуальность и тело – это разные темы, а некоторые дизайнеры делают из пластика части женского тела и считают это эротичным. Для меня же сексуальность в дизайне – это степень контрастности материалов и баланс форм.