Изысканные формы: дизайн в жанре ню
Искусство XXI века невозможно без концептуального описания, но современный дизайн может легко оспорить эту позицию, оставив для зрителя лишь обнаженную форму, понятную без слов.
У дизайнера особый интерес к форме, сопряжению объемов, сочетанию геометрий, асимметрии или правильности линий. Вдохновителем может быть что угодно, от инженерных сооружений и предметов быта до природных явлений и фактур, и человеческое, а в особенности женское, тело не исключение. Американский скульптор Майкл Джеймс Талбот писал, что никакой иной творческий материал не обладает столь богатым эмоциональным и духовным содержанием, способным так легко подтолкнуть художника к созданию интересного и пространного нарратива.
Конечно, в эпоху постмодернизма нельзя буквально воспринимать какое-то ни было творческое проявление: это, прежде всего, игра со зрителем, аллюзия. Так, в дизайне, метафоричность первичных форм круга и треугольника диктуют нам ассоциации с мужским и женским началом, а контекст художественного высказывания придает очевидным фигурам дополнительный смысл.
Можно бесконечно долго дискутировать о причинах преобладания именно женских форм и образов в искусстве вообще и дизайне в частности, о чувственной эстетике, о плавности линий и изящности изгибов, об их влиянии на сознание реципиента… Но мы не будем настолько углубляться в историю и психологию, а просто посмотрим на волнительный, а иногда и возмущающий своей откровенностью дизайн.
Всюду, от архитектуры до автодизайна, присутствует символизм женского тела, который, быть может, изначально не закладывался художником, но был прочтен зрителем.
Streamliner, Норман Тимбс
Так, создатель модели автомобиля Streamliner Норман Тимбс в 1948 году, возможно, не предполагал, что к 2016-му году компания Buick ее восстановит и представит как сексуальный ретро-автомобиль с округлыми обтекаемыми формами.
Дизайн зданий тоже не всегда рассчитан на восприятие массового зрителя, порой видящего эротический подтекст там, где его и быть не могло. От этого, например, пострадал проект стадиона в Катаре Захи Хадид – здание в народе прозвали «vagina stadium». Несмотря на то, что компания-застройщик AECOM уверяет, что проект символизирует лодку ловцов жемчуга, Ближний Восток негодует.
Еще одно «прославившееся» здание – крытый стадион ДИВС в Екатеринбурге, названный жителями «сиська» по сходству с формой женской груди. Но не вся архитектура, вдохновленная женскими формами, имеет неприкрытый сексуальный подтекст. Так, в дизайне башни Абсолют в пригороде Торонто архитектор Ма Янсонг предлагает угадывать изгибы фигуры Мэрилин Монро, облаченной в знаменитое «летящее» платье.
Более провокационным и открытым в своей образности является промышленный дизайн, вовсю эксплуатирующий женственные формы в предметах интерьера. Настенная лампа 2 Arms, созданная в 1954 году французским дизайнером Сержем Муй, и светильники провокаторов Studio Job, украсившие стены и потолок аристократического клуба при Гронингенском музее в Нидерландах, позволяют вполне элегантно сверкать обнаженной грудью в приличном обществе.
Мебель тоже не исключение. Кресло Body дизайнера Энтони Рэдмайла демонстрирует чрезвычайно некомфортное, в некоторой степени даже оскорбляющее положение женского тела, предлагая поудобнее усесться между широко расставленных ног на высоких каблуках. Нижняя часть кресла отчетливо напоминает спину, поддерживаемую руками, которая явно ощущает давление сидящего в кресле человека.
Кресло Innocenza («Невинность») итальянца Андреа де Бенедетто, разработанное в 2014 году, – еще один яркий пример воплощения женских форм в дизайне повседневности. Привлекательные округлости, цветовая палитра, кружевные элементы в сочетании с гладкостью кожи, да и сама форма кресел недвусмысленно приглашает к отдыху, назвать который невинным никак не получается.
Более романтичные женские образы представлены в коллекции Карима Рашида Ivana. Он создал контурный пляжный стул в виде длинноволосой девы, и итальянского производителя Casamania, разработавшего серию изящных кресел Him & Her. Так же изысканно женские формы обыграны французской фабрикой Labarere в коллекции комодов, разработанной в 2012 году. Дизайн пробуждает ассоциации с эпохой дамских модных салонов, узких корсетов и роскоши рококо.
Конечно, метафоричность присуща не всем дизайнерским работам. Так, эротическая мебель от Марио Филиппона не оставляет пространства для воображения, заменяя чувственность анатомией страсти.
Идея воспевания женского тела в дизайне, разумеется, не стала открытием нового времени, однако она по-прежнему находит отклик в проектах и коллекциях. И дело не только в притягательности образов и, соответственно, гарантированном коммерческом успехе, но и в определенной пресыщенности прагматизмом искусственных форм, которыми многие дизайнеры уже успели наиграться в период хай-тека.