Показалось: Domestikator и другие арт-объекты, раскритикованные за якобы сексуальный подтекст
Одна из самых интересных особенностей визуального искусства в том, что оно имеет множество трактовок. У художника, конечно, своя концепция тоже есть, но как говорил Эдгар Дега, искусство – это не то, что вы видите, а то, что вы заставляете увидеть других. Каждый видит, конечно, по-своему, и если в большинстве случаев наши видения похожи, случается и так, что они полярно расходятся.
Последний такой большой спор был связан со скульптурой голландца Юпа ван Лисхаута, Domestikator. Три лета она спокойно простояла в немецком Бохуме, но оказавшись перед парижским Лувром, стала вдруг предметом нешуточной критики – многие сочли, что объект носит слишком провокационный характер. В результате скандала музей отказался от экспонирования Domestikator, и красный дом, визуально напоминающий сношающихся человека и собаку, переехал на площадь перед центром Помпиду. Лисхаут, в свою очередь, обвинил Лувр в цензуре и заявил, что задача музея – донести до зрителей истинный смысл искусства, а не запрещать его. Мы решили вспомнить, какие еще скульптуры и инсталляции вызывали резонанс в обществе и были раскритикованы из-за своего якобы сексуального подтекста.
«Грязный уголок», Аниш Капур
Место действия играет немаловажную роль, и кто знает, как сложилась бы судьба «Грязного уголка» Аниша Капура, не будь он установлен во французском Версале, где его тут же неодобрительно окрестили «королевской вагиной». Справедливости ради стоит сказать, что до сих пор существует миф, будто бы первым этой формулировкой воспользовался сам Капур (якобы в интервью он говорил о «вагине приходящей к власти королевы»), хотя художник напрочь это отрицает. Арт-объект, ржавую стальную воронку внушительных размеров и окруженную массивными камнями, разместили в самом центре парка Версаль, и она мгновенно стал предметов споров. Причем высказывать свое мнение не стеснялись ни депутаты, ни журналисты, ни обычные парижане. Le Figaro посчитал, что «чем больше будет споров вокруг скульптуры, тем больше посетителей придут на нее посмотреть», The Guardian отметил, что Версальский дворец видел много секса, а значит появление в парке «королевской вагины» не так уж и необоснованно.
Но нашлись и менее лояльные граждане. Через несколько дней после монтажа вандалы облили внутреннюю часть скульптуры желтой краской. После того как ее счистили, было совершено новое нападение: на этот раз на поверхности появились антисемитские надписи. Аниш Капур тогда назвал это «делом рук кого-то из своих», окрестил администрацию Версаля «жалкой», а еще обвинил французов в нетерпимости. Согласно официальной концепции, «Грязный уголок» – это исследование художником концепции пустоты и не более того.
«Дерево», Пол Маккарти
Годом ранее, в 2014, с нетерпимостью парижан столкнулся еще один художник – американец Пол Маккарти. На Вандомской площади он установил 24-метровую рождественскую елку из зеленого латекса. Установку финансировала арт-ярмарка FIAC, но оказалось, город к восприятию такого рода искусства не готов. Парижане на Маккарти очень обиделись, сказали, что скульптура скорее напоминает гигантскую анальную пробку, чем елку, а самого художники обвинили в том, будто он намеренно хотел оскорбить всех французов. Спорный арт-объект простоял недолго: в день монтажа 69-летнего Маккарти ударил по лицу неизвестный прохожий, а два дня спустя кто-то перерезал провода, удерживающие надувную скульптуру, и ее, наконец, пришлось сдуть.
Впрочем, лос-анджелесскому провокатору не привыкать, он вообще-то зарабатывает тем, что ставит зрителей в неудобное положение: то выставит скульптуру Белоснежки в компрометирующих позах, то «заставит» скульптуру в маске Джорджа Буша совокупляться со свиньей. На инцидент с елкой он ответил более, чем достойно: выпустил шоколадных Санта-Клаусов с миниатюрным аналогом надувной елки в руках – все-таки Рождество на носу.
«Моя мама была прекрасна», Йоко Оно, фото: Саймон Хилтон
Еще десятью годами ранее, в 2005, провокаторша Йоко Оно развесила по всему Ливерпулю фотографии с изображением женской груди и промежности. Паблик-арт-проект «Моя мама была прекрасна» был вдохновлен воспоминаниями покойного мужа художницы, Джона Леннона, о ранней смерти его матери. Для Оно это был оммаж материнству в широком смысле, но местные жители сочли плакаты оскорбительными, и разъяснения о том, что «первый контакт с миром у человека — это контакт с женским телом», их совсем не убедили. Впрочем, время рассудит, как и всегда. В конце концов, не так давно и писсуар Дюшана считали непристойным – предмету, положившему начало целому виду искусства, реди-мейду, в этом году исполняется ровно сто лет.
Фото на обложке: художник Юп ван Лисхаут на фоне своей работы Domestikator, автор – Charles Platiau / Reuters.