Шесть предметов из коллекции Московского музея дизайна: советский авангард
По просьбе Design Mate директор Московского музея дизайна Александра Санькова выбрала шесть предметов из коллекции музея, которые как нельзя лучше рассказывают об одном из самых ярких творческих периодов СССР – советском авангарде.
Журнал «ЛЕФ»
Самыми массовыми и значимыми для распространения идей революции и нового жизнеустройства и пропаганды нового искусства в 1920-30-е годы были журналы и газеты.
Первые три номера журнала «ЛЕФ» – из коллекции Московского музея дизайна
Особенный интерес представлял журнал «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»), первые издания которого находятся в коллекции Московского музея дизайна. Журнал был придуман и воплощен культурной элитой того времени и представлял новые идеи проектах самих авторов издания и их ближайшего круга. Журнал выходил с 1923 по 1925 год под редакцией Владимира Маяковского. Вышло всего семь номеров журнала, однако, в нем успели поработать Борис Пастернак, Лев Кассиль, Исаак Бабель, Александр Родченко, Владимир Татлин, Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов. «ЛЕФ» оформлял Александр Родченко, близкий друг и соавтор многих проектов Владимира Маяковского. Участники объединения призывали к созданию утилитарных вещей, каждый предмет должен был иметь определенную функцию. Идеологи «ЛЕФа» выдвинули идею «революции формы» и программу «производственного искусства», которая способствовала появлению художественного конструктивизма.
Журнал был площадкой для распространения идей и публикации новых экспериментальных проектов, большинство из которых так никогда и не были реализованы. Но благодаря тому, что они были изданы в этом журнале, мы имеем бесценный материал из первых рук от создателей конструктивизма.
Светильник Абраама Дамского СК-300
Самые значимые для нашей коллекции вещи – те, которые выпускались массово и при этом были сделаны качественно и эстетически выдержанно. Светильник для школьных классов СК-300 был спроектирован незаслуженно забытым художником и архитектором Абрамом Исааковичем Дамским и выпускался заводом имени Яблочкова Московского совнархоза. Такие лампы висели во всех советских школах. Светильник был спроектирован из металлических колец разного диаметра. Зеркальные лампы усиливали источник света и равномерно рассеивали свет. СК-300 был сделан из металла, и его модифицированные версии использовали и для освещения подъездов – крепили под козырьком. Светильник был спроектирован в середине 1950-х годов и выпущен в 1957, но он был сделан в соответсвии с принципами работ ВХУТЕМАСа и сильно отличается от того, что Абраам Дамский делал для сталинских высоток и московского метро.
Лампа СК-300
Под руководством Александра Родченко Дамский окончил отделение обработки металла Дерметфака ВХУТЕИНа. Его первым крупным практическим опытом стали разработка и производство ламп для одной из самых знаковых строек пятилеток – штаба газеты «Правда»; работая на заводе «Электросвет», Дамский стал первым разработчиком типовых советских светильников. После этого руководство страны доверило ему проектирование архитектуры света для будущего роскошного и несостоявшегося Дворца Советов. В 1940-е Абрам Исаакович создал и руководил цехом осветительной арматуры и художественного литья Метростроя, откуда «осветил» 18 станций метро. Разработал светильники для трех московских высоток - на Смоленской площади, у Красных ворот и для гостиницы «Украина», для нескольких театров, вокзалов, правительственных учреждений (в частности, для Моссовета). Автор многих теоретических трудов по вопросам искусственного освещения и цвета в интерьере и экстерьере, он руководил проектированием и производством осветительных приборов для ответственных правительственных зданий, станций метрополитена, театральных зданий.
Мебель Александра Родченко из проекта «Рабочего клуба»
Предметы проекта «Рабочий клуб», Александр Родченко
Шахматный стол – один из предметов проекта «Рабочий клуб», который Александр Родченко – основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР – сделал для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. «Рабочий клуб» должен был стать площадкой для обмена информацией, самообразования, интеллектуального досуга промышленных рабочих. Предполагалось, что здесь будут читать, смотреть кино, играть в шахматы, слушать ораторов, для выступления которых можно собрать трибуну.
Предметы, сконструированные Родченко, легко трансформируются: шахматная доска переворачивается на шарнирах, наклон столешницы регулируется, раздвигается перегородка для экрана. После закрытия выставки всю обстановку «Рабочего клуба» оставили в Париже. Это был подарок от советского правительства Коммунистической партии Франции. Его дальнейшая судьба неизвестна. Уменьшенная модель известного на весь мир стула находится в коллекции Московского музея дизайна.
Ткани Ивановской ситценабивной фабрики
В агитационном текстиле отражены все политические, социальные и экономические процессы, происходившие в государстве в 1920–1930 годы. Революционные события, вожди мирового пролетариата, коллективизация, индустриализация – все это можно изучать по работам художников текстильного рисунка. Яркие геометрические композиции отсылают к эпохе, когда дизайнеры носили одежду из тканей, рисунок для которой создавали сами. Ткани были не только утилитарны, но и несли идеи нового времени – например, декоративные сатины «Индустриализация деревни» с изображением собирающих урожай тракторов или «Жницы / Крестьянка» с колосьями пшеницы.
Агитационный текстиль 1920‑х–1930‑х годов, Ивановская ситценабивная фабрика
В 1920-40-е годы ткань рассматривалась как идеологический товар, обладающий огромным потенциалом, так как распространялась она даже в самые отдаленные регионы страны и воспринималась рефлекторно, минуя логические ассоциации и буквально определяя социальное поведение человека.
Журнал «30 дней»
Журнал «30 дней» издавался в Москве с 1925 по 1932 годы издательством «Земля и фабрика» – этот период самый интересный с точки зрения графического оформления издания, журналы этого периода вошли в коллекцию Московского музея дизайна. В 1932 году журнал перешел в Издательство художественной литературы (ГИХЛ), которым и выпускался до 1941 года. Известные художники и писатели продолжали сотрудничать с изданием, но из-за редакционной политики оно потеряло яркую индивидуальность в оформлении каждого номера, обложки стали формальными и однообразными.
Обложка второго номера журнала «30 дней», оформление: В. Козлинский, 1929.
В журнале печатали стихи, небольшие рассказы, статьи на культурно-просветительские темы, исторические очерки, новые книги по главам. Для многих литераторов и поэтов публикации в журнале стали дебютом. Например, книги Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок» были напечатаны именно в этом журнале, потом издания выходили в другой редакции в других изданиях.
Сервиз белый Малевича
Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге после Октябрьской революции начал производить фарфор «революционный по содержанию, совершенный по форме и безупречный по техническому исполнению». К сотрудничеству привлекали художников-авангардистов. Сервиз, выполненный по эскизам одного из лидеров русского авангарда, основоположника супрематизма Казимира Малевича (1934 год), – пример реализации идей супрематизма в функциональных предметах: традиционные формы чашек заменены упрощенными полусферами с прямоугольными ручками, вместо привычной яркой росписи – белый цвет. Интересно, что посуда, создаваемая Малевичем, не была удобной. Но это и не было задачей художника – как говорил сам Малевич: «Это не чайник, но идея чайника».
Чайный фарфоровый сервиз по дизайну Казимира Малевича
Такие сервизы по формам когда то созданным Малевичем, производят на ЛФЗ до сих пор. В коллекции музея дизайна находится сервиз, выпущенный на ЛФЗ в 1980-е годы.