«Дизайн: жизнь в материальном мире»: 10 лотов с аукциона Sotheby's
Если все 150 лотов грядущего аукциона Sotheby's «Дизайн: жизнь в материальном мире» выставить в один ряд, прогулка между экспонатами будет напоминать шествие по залу славы дизайна прошлого века. Пионеры итальянского послевоенного дизайна соседствуют здесь со знаковыми работами группы «Мемфис», а новинки XXI века – с работами выпускников Королевского колледжа искусств 1980-90-х годов. Что объединяет эти работы?
По большому счету, статус коллекционного дизайну даем мы сами, отмечая тем самым те предметы, которые доказали свою вневременность и состоятельность. Критерии могут быть разными. С легендарными предметами, изменившими саму историю дизайна, все понятно: мебель, руку к созданию которой приложили Йозеф Франк, Кааре Клинт и Арне Якобсен, неизменно пользуется спросом. С другой стороны, современный дизайн тоже может быть коллекционным, если его создатели – новаторы вроде Марка Ньюсона, Рона Арада и Захи Хадид. Экстремальный, экспрессивный и ни на что не похожий дизайн, который делают, например, Пабло Рейносо и Studio Job, – тоже желанный предмет коллекции. Но самое главное, уверены представители Sotheby's, что делает дизайн коллекционным – это убедительная история, некий бэкграунд, который стоит за предметом. В этом смысле все лоты аукциона «Дизайн: жизнь в материальном мире» объединены единым смыслом, а именно нетипичным выбором материалов.
Невероятный стул из выдувного муранского стекла Томаса Хезервика, поэтически-прекрасный столик из бирюзы, придуманный Kam Tin Furnitures, и книжные полки из бетона и железа дизайнера Йонаса Болин – эти предметы, безусловно, произведения искусства, но кроме того, это еще и функциональная мебель, которую запросто можно использовать в быту. Коллекционный дизайн – это все еще дизайн, и коллекционеры, как правило, ищут, в первую очередь, такие вещи, с которыми можно жить, существовать. Эмоциональная связь очень важна, поэтому истории играют такую большую роль в коллекционировании. Именно они выводят предмет за пределы уровня материального мира, делают его чем-то большим, чем просто мебель. Помимо очевидной красоты в таких предметах есть исторический, культурный, социальный, экономический и даже политический контексты.
Вместе с тем, в отличии от музейных экспонатов, наделенных теми же контекстами и смыслами, предметы коллекционного дизайна функциональны и требуют взаимодействия с человеком. Это и украшает, и оживляет их. Коллекционный дизайн резонирует с человеком, и именно в этом его главная ценность, какова бы ни была конкретная заявленная на аукционе цена. Аукцион Sotheby's «Дизайн: жизнь в материальном мире» пройдет 17 октября, и мы выбрали из каталога 10 самых интересных предметов коллекционного дизайна, которые на следующей неделе уйдут с молотка.
Деревянный стул Wood, Марк Ньюсон, 8 000 – 12 000 £
Стеклянная ваза, которую выдували в деревянную основу, чтобы получить уникальную форму, Алвар Аалто, 8 000 — 12 000 £
Стулья с подставками для ног из кубинского красного дерева и кожи, Кааре Клинт, 40 000 – 50 000 £
Стул из акрила с перьями, Сиро Курамата, 40 000 – 60 000 £
Потолочный светильник из меди и латуни, Поул Хеннингсен, 12 000 — 15 000 £
Стул из анодированного алюминия Blo-Void 1, Рон Арад, 50 000 – 80 000 £
Сделанный из металла с узором из горячей эмали Unique Table, Atelier L'œuf, 20 000 – 25 000 £
Бюро Flora, красное дерево и бумага, Йозеф Франк, 20 000 – 30 000 £
Стол и фигурки из хромированной стали, Джон Чемберлен, 120 000 – 180 000 £
Люстра Porca Miseria! из фарфора и металла, Инго Маурер, 20 000 – 30 000 £
На обложке: кофейный столик из бирюзы и латуни, Kam Tin Furnitures, 7 000 – 9 000 £.